Синология.Ру

Тематический раздел


Тай пин

太平 «Великое спокойствие», «Великое равенство», «Великое равновесие», «Великое благоденствии», «Великий покой». Комплекс социально-политич. взглядов; нередко связывается с даос. социально-политич. и утопич. идеями, наиболее полно изложенными в трактате «Тай пин цзин» («Канон Великого равенства»). Термин тай пин использовался древнекитайскими мыслителями еще до объединения Китая и возникновения имперской государственности (империя Цинь, 221–207 до н.э.), но исключительно в соч. вне конф. круга, напр., в даос. (см. Даосизм) трактате «Чжуан-цзы» («[Книга] учителя Чжуана»)  и в филос. сб. «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя»), где этим термином определялся «предел порядка».
 
В эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) идея тай пин была воспринята конф. (см. Конфуцианство) теоретиками, к-рые придали ему иное смысловое наполнение, чем в древней филос. мысли и даос.-религ. традиции. Начало разработки конф. варианта идеи тай пин связывается с известным гос. деятелем, мыслителем и литератором II в. до н.э. — Цзя И. Но наибольший вклад внесли представители школы гунъян, начиная с ее основоположника и одного из гл. идеологов ханьского конфуцианства Дун Чжун-шу (II в. до н.э.).
 
В конф. трактовке термин тай пин стал использоваться для обозначения периодизации становления мирового порядка в теории сань ши («три эры»), разработка к-рой была завершена во II в. н.э. ее видным представителем Хэ Сю (129–182). Термин тай пин в сочетании с сань ши  встречается уже в I в. до н.э. в трактате «Янь те лунь» («Спор о соли и железе») Хуань Куаня (I в. до н.э.), написанном по следам придворной дискуссии (81 до н.э.) о государственной монополии на соль и железо.
 
Теория сань ши связана с текстом канонич. конф. летописи «Чунь цю» («Вёсны и осени»). Как считали ученые школы гунъян, в этой летописи Конфуций по-разному описывал три периода истории царства Лу (его родины), о к-рых он знал из трех разных источников: древнейший этап был знаком ему по преданиям, след. — из рассказов людей старшего поколения, а последний — по собств. опыту. Каждый из этих периодов Конфуций характеризовал по-разному, стараясь при этом показать, вопреки действительности, что в VIII–V вв. до н.э. мир постепенно трансформировался от беспорядка к порядку, и этот процесс завершился универсальным устроением, свидетелем к-рого стал он сам. Такая трактовка хода истории была воспринята ханьскими учеными как идеальный образец историч. развития и оформлена в отд. социально-политич. концепцию. Согласно ей, мироустроение проходит в три этапа: сначала в мире царит период упадка и смуты (шуай луань), потом его сменяет период приближающегося спокойствия (шэн пин) и, наконец, наступает период Великого спокойствия (тай пин).
 
Важно, что ханьскими мыслителями идеал Великого спокойствия мыслился реально достижимым. Более того, считалось, что такая эра тай пин была достигнута в прошлом. Так еще Дун Чжун-шу утверждал, что наступление эры тай пин вызывают или, точнее, «привлекают» (чжи), «совершенномудрые» люди (шэн). Только совершенномудрые императоры (шэн ди) и просвещенные правители (мин ван) способны установить в Поднебесной Великое спокойствие.
 
В результате, в ханьской конф. традиции эрами тай пин стали считаться периоды правления совершенномудрых государей. Кроме того, эрой Великого спокойствия считались времена регентства Чжоу-гуна, младшего брата основателя гос-ва Чжоу (XI–III вв. до н.э.), при его малолетнем племяннике Чэн-ване (1042–1021 до н.э.).
 
Важной составляющей концепции тай пин стали представления о благих знамениях (жуй). Именно они, в частности, в понимании большинства ханьских теоретиков служили самым верным свидетельством наступления эры Великого спокойствия. Особое значение придавалось появлениям феникса (фэн хуан) и цилиня. Символика феникса, как считалось при Хань, была распознана самим Ван Чуна (I в. н.э.), изложенная в его трактате (цз. 17, гл. 51) «Лунь хэн» («Взвешивание суждений»). О связи цилиня с эрой Великого спокойствия говорится в комментарии Хэ Сю к «Гунъян чжуани».
 
Мнения ханьских мыслителей по поводу возможности достижения эры Великого спокойствия разделились. Одни из них, (напр., Гун Юй, 124–44 до н.э.), полагали, что этот идеал был реализован только в древности, и последним таким периодом было время правления Чжоу-гуна и Чэн-вана. Другие, напротив, доказывали, что эра тай пин достигалась при первых императорах Хань и вполне достижима в ближайшем будущем. Ярым сторонником этой точки зрения был и Ван Чун, давший своеобразную интерпретацию тай пин. Он заостряет внимание не на пространственно-политич. аспекте мироустроительного процесса, а на состоянии народа (байсин), к-рое, по мысли Ван Чуна, является главным критерием для определения эпохи Великого спокойствия. Не исключено, что на его взгляды оказал влияние еще один вариант концепции тай пин, к-рый едва прослеживается в ханьских текстах. В нем эра Великого спокойствия соотносилась с эпохой правления легендарного совершенномудрого императора Яо. И считалось, что периодом «приближающегося спокойствия» (шэн пин) тогда называли времена, когда после трех лет пахоты оставалось пищи на один год, «нарастающим спокойствием» (дэн пин) — когда после девяти лет пахоты оставалось пищи на три года, а Великим спокойствием — времена, когда после двадцати лет пахоты оставалось пищи на семь лет.
 
Примечательно, что говоря о достижении при Хань эры Великого спокойствия, Ван Чун апеллирует к совр. ему социально-политич. и хоз. реалиям. Он подчеркивает успехи империи в области расширения ее территории, упрочении ее внешнеполитич. связей, развитии земледелия и т.д. Все это, по его мнению, должно было положительно сказаться на благосостоянии народа.
 
Уверенность в возможность достижения эры Великого спокойствия разделял и великий ханьский историк, современник Ван Чуна, Бань Гу, полагавший, что эта эра уже наступила в начальный период правления дин. Вост. (Поздняя) Хань (25–220) или она вот-вот будет достигнута.
 
Такое видение тай пин приобрело, судя по всему, широкую популярность у ханьских конфуцианцев, т.к. после объединения Китая империя остро нуждалось в такой идеологич. конструкции, к-рая бы доказывала возможность идеального правления не только в далеком прошлом или необозримом будущем, но и в настоящем.
 
Идеи тай пин оказали значительное влияние на идеологию имперского Китая в послед. историч. эпохи. В большинстве офиц. документов наст. рисуется в качестве периода универсального гармонизированного мироустроения. Термин тай пин неск. раз использовался императорами в качестве девиза правления (нянь хао). Новый всплеск популярности концепции Великого спокойствия наблюдается в общественно-политич. мысли эпохи Цин (1644–1911). При этой дин. идеолог и вождь восстания тайпинов (1850–1864) Хун Сю-цюань объединил это понятие с теорией Великого единения (да тун). Впоследствии синтез теорий сань ши, тай пин и да тун получил свое развитие в учениях Кан Ю-вэя и Лян Ци-чао.
 
Источники:
Чунь цю Гунъян чжуань чжу шу («„Вёсны и осени“ и „Комментарий Гунъян“ с комментарием и субкомментарием») // Ши-сань цзин чжу шу («Тринадцатиканоние с комментарием и субкомментарием»). Т. 33–34. Пекин, 1957; Ван Чун. Лунь хэн («Взвешивание суждений») // Чжу-цзы цзи-чэн. Т. 5. Шанхай, 1988, с. 163–174, 189–191; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Ян те лунь). Т. 1 / Пер. с кит., введ. и коммент. Ю.Л. Кроля. М., 2001 (по Указателю терминов).
 
Литература:
Кроль Ю.Л. К проблеме объективности древнекитайского историка // Письменные памятники и проблемы истории культуры Востока XXIV. М., 1991, с. 168–179; он же. Отношение империи и сюнну глазами Бань Гу // Страны и народы Востока. Вып. XXXII. Дальний Восток. Книга 4. М., 2005, с. 249–281; Мартынов А.С. Девизы правлений китайских императоров (нянь-хао) // Письменные памятники и проблемы истории культуры Востока XII. Ч. 1. М., 1977; он же. Конфуцианская утопия в древности и средневековье // Китайские социальные утопии. М., 1987; Cheng A. Étude sur le Confucianisme Han: L’élaboration d’un tradition exégétique sur les classiques. P., 1985, р. 171–205.
 
См. также лит-ру к ст. Жуй.
 
Автор: Терехов А.Э.
 
Источники:
Ли Фан и др. Тай-пин гуан цзи (Обширные записи [годов] Тай-пин). Кн. 1 – 5. Пекин, 1954; Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Религии Китая. Хрестоматия / Ред.-сост. Е.А.Торчинов. СПб., 2001, с. 130 – 136.
 
Литература:
Лейкин С.Ф. Идеал «Тай-пин-цзина» (Канонической книги Великого благоденствия): гармония космического и социального // Литература и культура народов Востока. М., 1993; он же. Осуждение целомудрия в «Тай-пин-цзине» (Критика буддизма в главе «Одному мужчине – две женщины») // XXIII НК ОГК. Ч. 1. М., 1991, с. 50 – 56; Eickhorn W. T`ai-ping Religion // Mitteilungen des Instituts fur Orientforchung. Vol. 5, № 1, 1957; Robinet I. Les Commentaires du Tao Tö King jusqu`au VIIe siècle. P., 1981, index.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 600-602.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.