Синология.Ру

Тематический раздел


Тай-юэ да-ди

泰岳大帝 (Великий владыка пика Тай), Дун да-ди (Восточный великий владыка) — повелитель горного хребта Тайшань (пров. Шаньдун), к-рый еще в древности почитался священным местом, играл особую роль в гос. верованиях и практиках ранних кит. империй. Гора Тайшань входит в пять «священных пиков» (юэ), служивших маркерами частей света. В даос. традиции горы Тайшань стали географич. и семантич. заменителем острова бессмертных Пэнлай. Согласно даос. и простонар. верованиям, получившим распространение в I–VI вв., под этими горами располагалось царство мертвых. Оно мыслилось миром, куда не только попадают души усопших, но и из к-рого появляются души будущих детей. Все эти представления сказались на образе и функциях Восточного владыки. Он является как бы регентом верховного божества Юй-ди (Нефритовый император) в земном мире, несущим ответственность за все происходящее в нем, включая определение времени рождения и смерти каждого отдельного человека и наблюдение за его судьбой. Гл. помощниками Тай-юэ да-ди считаются его пять сыновей, именуемые У сянь шэнь (Пять сиятельных божеств/духами), к-рые и осуществляют наблюдение за тем, что творится на земле, уделяя особое внимание нравам народа и поведению конкретных людей. Они имеют собств. иконографич. воплощение, где они представлены все вместе и в виде высокопоставленных чиновников. Кроме помощников-сыновей, под началом Восточного Владыки находится огромный по составу и разветвленный административно-бюрократич. аппарат, состоящий из неск. десятков (до 75) отд. ведомств, состоящих из сети департаментов и отделов. Среди них есть, напр., Ведомство рождений и Ведомство смертей; в их штат входят департаменты, отдельно отвечающие за рождение каждого из четырех видов живых существ (выделяются и в буд. типологиях) — в облике человека, в облике животных, рождаемых из яиц и рождаемых через трансформацию. Самостоят. ведомства занимаются определением обществ. положения новорожденного, его будущей служебной карьерой и материальным положением. Еще одно ведомство предназначено для определения кол-ва детей в семьях. Серия ведомств занимается наблюдением за поведением людей: воздаяниями за добрые поступки и наказаниями за прегрешения, а также их профессиональной деятельностью, с наличием департаментов и отделов, ведающих определенными поступками, скажем, проявления сыновней почтительности, верности вышестоящим, чтением священных книг, совершением благих деяний по отношению к людям и животным и т.д. Есть также департаменты и отделы, отвечающие за конкретные прегрешения, напр., отделы, наблюдающие за профессиональными грабителями и случайными воришками, отравителями и проч. преступниками или порочными личностями. В состав административно-бюрократич. аппарата Восточного Владыки входят и ведомства природных явлений и стихий дождя, наводнений, ветра и т.д., где на положениях их начальников-чиновников оказались божества-повелители стихий. Низовые звенья штатного расписания этого аппарата занимают души усопших, удостоившиеся такой чести благодаря своим прижизненным достоинствам и поступкам. Если же возникает необходимость в ее пополнении, Восточный Владыка может призвать к себе любого из живущих людей, — так объясняются в популярных верованиях случаи внезапной и преждевременной смерти.
 
Представления о ведомствах Тай-юэ да-ди нередко объясняется отражением в кит. верованиях устоев имперского общ-ва и условий жизни населения, подчиняющегося огромному бюрократич. аппарату. При ближайшем же рассмотрении выясняется, что никто из божеств-владык и их подчиненных был не вправе самовластно распоряжаться судьбой человека: все ниспосылаемые блага и наказания являлись следствием его собств. деяний. Т.е. в популярных верованиях остался в силе ментальный антропоцентризм, исходно свойственный, на уровне религ. мировосприятия, кит. этносу (см. Представления о верховной власти и правителе).
 
Тай-юэ да-ди занимает важное место и в даос. пантеоне. Однако наибольшим авторитетом его культ пользовался именно в популярных верованиях. В простонар. обрядовом цикле выделялся день его рождения (28-й день 3-го месяца по лунному календарю).
 
Иконография Восточного Владыки во многом повторяет иконографию Нефритового императора. Он показывается восседающим на троне, в полном императорском парадно-ритуальном облачении. Перед ним обычно располагаются фигуры чиновников, выступающих с докладом, рассматривающих дела, ведущих записи и т.д.
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004, с. 507–509; Maspero H. The Mythology of Modern China // Asiatic Mithology. A Detailed Description and Explanation of the Mythologies of All the Great Nations of Asia. N.Y., 1964.
 
С некот. изм. ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 607.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.