Синология.Ру

Тематический раздел


Сю шэнь

修身 «самосовершенствование», «совершенствование тела/личности». Принятое гл. обр. в конфуцианстве обозначение активности, нацеленной на приведение личности в соответствие с задачей максимальной самореализации в поддержании социальной и вселенской гармонии. Содержание понятия сю шэнь опирается на традиционное для кит. философии и культуры представление о личности как нерасчленимой при жизни психосоматическо-духовной целостности — шэнь [2] («тело»). Вследствие этого личное совершенствование в конф. идеологии рассматривалось как «обработка», «обтесывание» (сю [1]) данного от природы «тела/личности». Впервые термин сю шэнь появился, видимо, в трактате «Мо-цзы» (V–III вв. до н.э.) для обозначения подвергнутого критике конф. подхода к воспитанию и самовоспитанию (у Конфуция в «Лунь юе» речь шла о пагубных последствиях такой ситуации, когда «благодать/добродетель не совершенствуется» — дэ чжи бу сю [VII, 3]). В конф. мысли термин сю шэнь утвердился начиная с трактатов «Мэн-цзы» (IV–III вв. до н.э.; см. Мэн-цзы), «Сюнь-цзы» (IV–III вв. до н.э.; см. Сюнь-цзы) и «Да сюэ» (V–II вв. до н.э.). Мэн-цзы полагал «совершенствование тела» средством «установления [должного] предопределения (мин [1])» (VII A, 1), предписывал «каждодневное совершенствование (сю [1]) в сыновней почтительности и братской любви (сяо ти), верности (чжун [2]; см. Чжун шу) и благонадежности (синь [2])». В «Сюнь-цзы» назв. сю шэнь носит одна из глав, в к-рой излагаются взгляды автора на цели, задачи, средства и пути самовоспитания. В «Да сюэ» сю шэнь фигурирует как одно из «восьми основоположений» — четвертая ступень иерархич. пирамиды взаимообусловленных задач индивидуума, соотнесенных с его нравств., интеллектуальным, духовным ростом и с повышением социальной ответственности от персонального уровня до уровней семьи и Поднебесной (социума). Термин сю шэнь широко вошел в кит. культуру, его исходные конф. трактовки были развиты в неоконфуцианстве и оказали воздействие на средневековую даос. мысль (см. Син [1]).
 
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 151–182; Ivanhoe P.J. Confucian Moral Self Cultivation. 2nd ed. Atlanta, 2000.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.419.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.