Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Чжу

離珠, Ли-чжу /Ли-чжу (Иволга Жемчужная/Багряная, Различающий жемчуг), Ли Лоу/Ли-лоу (Иволга Блюдущая, [Видящий] Паутину Издали, Различающий и блюдущий/ Разрывающий путы/Различающий [созвездие] Путы), Ли Юй/Ли-юй (Иволга Нефритовая/Различающий нефрит), Ли-цзы (Учитель Ли/Иволга/Различающий) - разноименный и многоликий персонаж, впервые встречающийся как человек, животное или птица в письменных памятниках IV - II вв. до н.э.: «Цзю чжан» («Девять элегий», «Хуай ша» - «С камнем в объятиях», рус. пер.: А.Гитович, 1954) Цюй Юаня, «Шэнь-цзы» Шэнь Дао, «Чжуан-цзы», «Мэн-цзы», «Люй-ши чунь цю», «Шань хай цзин», «Хуайнань-цзы».
 
В мифологической энциклопедии «Шань хай цзин» («Канон гор и морей») в цз. 8 «Хай вай нань цзин» («Канон Юга Заморья») и цз. 15 «Да хуан нань цзин» («Канон Юга Великих пустынь») он перечислен среди диковинных животных, обитающих на могилах великих первопредков/богов/императоров Чжуань-сюя, Яо, Ди Ку, Шуня, а в цз. 11 «Хай нэй си цзин» («Канон Запада Внутриморья») представлен трехголовым человеком (сань тоу жэнь, вар.: «три человека» в рационализирующем толковании, трактующем иероглиф тоу - «голова» как счетное слово для людей), стерегущим расположенное на священной горе Куньлунь волшебное дерево фу-чан-шу, или лан-гань-шу, с плодами в виде самоцветов: жемчуга, нефрита, малахита, агата (лан-гань). Первое свидетельство может быть интерпретировано с помощью имеющегося у иероглифа ли [8]  из имени Ли Чжу/Ли-чжу как алографа чи [6] значения «безрогий дракон», в к-ром он, в частности, употреблен в «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня, хотя в более позднем коммент. Го Пу (276 – 324) сказано, что в совр. ему иллюстрациях (ту [2]) Ли Чжу/Ли-чжу изображен в виде красной птицы (чи няо), что совпадает с близким по времени определением в словаре «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение знаков и анализ иероглифов», ок. 100) Сюй Шэня ли [8] как «иволги». Второе свидетельство «Шань хай цзина» способно помочь пониманию загадочного исходного смысла имени Ли Чжу/Ли-чжу, поскольку тот же иероглиф ли [8] в качестве алографа входит в бином лю-ли 瑠璃 (знаменитый топоним - название антикварной улицы в Пекине), обозначающий райский камень буддистов вайдурью, к-рый идентифицируется с бирюзой, ляпис-лазули (лазуревый/бухарский/армянский камень), бериллом и кварцем, что гармонирует со значением «жемчуг» второго компонента имени - иероглифа чжу [8] .
 
С другой стороны, образ сторожа драгоценных камней соответствует и иной, основной ипостаси Ли Чжу/Ли-чжу как человека, способного видеть за сто шагов кончик акупунктурной каменной иглы или осеннюю паутинку, олицетворяющего сверхзоркость, к-рая, с точки зрения поэта Цюй Юаня, слепой черни кажется «незрячестью/непросветленностью» (у мин); с точки зрения конфуцианцев («Мэн-цзы», нач. гл. IV, названной одним из имен Ли Чжу/Ли-чжу - «Ли Лоу/Ли-лоу»), менее полезна, чем доступные всем и помогающие зрению приборы («циркуль и угольник»), а с точки зрения даосов («Чжуан-цзы», гл. 10; «Люй-ши чунь цю», IV, 5), даже вредна как элитарная альтернатива демократической зоркости народа. Происхождение этого образа связывается с изложенной в «Чжуан-цзы» (гл. «Тянь ди» - «Небо и земля») историей о Желтом первопредке/императоре (Хуан-ди), к-рый потерял «черно-красную/темно-таинственную жемчужину» (сюань чжу) и поручил ее поиск Ли Чжу/Ли-чжу. Однако в его имени присутствует астрономические термины: Лоу (Оковы) - 16-е из 28 зодиакальных созвездий/лунных «станций»/«домов» (сю [2], шэ [2]), располагающееся в «западном дворце» (си гун) небосвода и состоящее из трех звезд (альфа, бета, гамма Овна), возможных коррелятов «трех голов», а в целом бином Ли Чжу/Ли-чжу - полный эквивалент обозначения созвездия Ли-чжу из 5 звезд, расположенного севернее 10-го зодиакального созвездия Нюй (Дева) из «северного дворца» (бэй гун). Данные факты позволяют связывать сверхзоркость Ли Чжу/Ли-чжу с астрономическими наблюдениями и трактовать входящий в это имя знак ли [8] как «различающий [небесные тела, созвездия, звезды]».
 
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 102; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ. ([Видящий] Паутину Издали); Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 107; Каталог гор и морей. М., 2004, с. 130, 137, 149; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 25, 177; Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / Пер. А.И.Кобзева, А.Е.Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С.Попова. М., 2004, указ.
 
Литература:
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 329–330.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 500-501.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.