Синология.Ру

Тематический раздел


Сунь-цзы

«[Трактат] Учителя Суня», полное назв. «Сунь-цзы бин фа» — «Сунь-цзы о военном искусстве» («Законы войны Учителя Суня»). Древнейший в мире трактат по военной теории из 13 глав (пянь), основополагающий текст «школы военной [философии]» (бин-цзя), главный в ее «Семикнижии военного канона» («У цзин ци шу»). Традиционно приписывается полководцу, стратегу и теоретику военного искусства VI–V вв. до н.э. Сунь-цзы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется кон. VI — нач. V в. до н.э.

Сунь-цзы («Учитель Сунь»), или Сунь У («Воинственный»), по имени Чжан-цин был потомком правителей «срединного» царства Чэнь, родился также в «срединном» царстве Ци (совр. Хуйминь пров. Шаньдун) и прославился победоносными боевыми действиями во главе войска «варварского» южн. царства У. Скудные биографич. данные о нем, прежде всего состоящие в трагикомич. анекдоте о жестоком обучении им военной дисциплине наложниц правителя, содержатся в цз. 65 «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня.

Найденный в 1972 в захоронении нач. эпохи Хань (ок. 140 до н.э.) в Иньцюэшане уезда Линьи пров. Шаньдун новый расширенный вариант «Сунь-цзы» дает основания датировать его создание 2-й пол. V в. до н.э. (453–403), хотя нек-рые специалисты считают его написанным еще поз-же — в 1-й пол. или даже сер. IV в. до н.э. Совр. канонич. текст был сформирован на рубеже II–III вв. н.э. Первый комментарий к нему — «Вэй У-ди чжу Сунь-цзы» («„Сунь-цзы“, прокомментированный вэйским государем Воинственным») написал знаменитый полководец, политик и поэт Цао Цао (155–220). Базовым является офиц. издание трак-тата в эпоху Сун (XI в.) со сводным комментарием десяти авторов II–XI вв., связанное с введением «Семикнижия военного канона» в систему гос. экзаменов: «Ши и цзя чжу Сунь-цзы» («„Сунь-цзы“, прокомментированный одиннадцатью знатоками», где одиннадцатый — историк VIII — нач. IX в. Ду Ю (735–812), отразивший текст в энциклопедии «Тун дянь» («Всепроницающий свод»; факсим. изд.: Шанхай, 1961). Трактат был переведен на тангутский и маньчж. языки, в 1772 его перевел на франц. яз. миссионер-иезуит Ж.-Ж.М. Амио, что позволило ознакомиться с ним Наполеону. Первые англ. пер. опубликовали Э. Калтроп (1905) и Л. Джайлз (1910), первые рус. — Н.И. Конрад (1950) и Е.И. Сидоренко (1955). Имеются многочисленные совр. переводы на рус. (К.Б.Кепинг, 1979; В.В. Малявин, 2002), совр. кит. (Го Хуа-жо, 1962; Тан Мань-сянь, 1985), англ. (R. Ames, 1993; R.D. Sawyer, 1994), франц. (V. Niquel-Cabestan, 1990; J. Levi, 2000), нем., итал., чешский, япон., вьетнамский и др. языки.

Общая идеология «Сунь-цзы» совмещает в себе конф. устои (см. Конфуцианство) поддержания социального гомеостазиса с даос. диалектикой (см. Даосизм) вселенского дао, космич. циклизмом школы инь–ян, легистской «политологией» (см. Легизм) и управленческим прагматиз-мом моистов (см. Мо-цзя). Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело гос-ва», «почву жизни и смерти, Путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «Путь обмана», обобщен в пяти принципах: «Пути» (единодушия народа и верхов), «Неба» (тянь [1] — соответствия времени), «Земли» (соответствия месту), «Полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося «благонадежностью» — синь [2] и «гуманностью» — жэнь [2]), «Закона» (фа [1] — организованности и дисциплинированности). Данные принципы должны быть реализуемы посредством семи «расчетов» (цзи [12] — стратагем): наличия у правителя дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиц. кит. культуры.

Источники:
Сунь-цзы ши цзя чжу («Сунь-цзы» с комментарием десяти знатоков) // ЧЦЦЧ. Т. 6; Иньцюэшань Хань му чжу цзянь Сунь-цзы бин фа («Сунь-цзы о военном искусстве» на бамбуковых планках из могилы [эпохи] Хань в Иньцюэшане). Пекин, 1976; Сунь-цзы цзяо ши (Сверенный и растолкованный «Сунь-цзы» [с пер. на англ., франц., рус., япон. и итал. яз]). Пекин, 1992; Сунь-цзы / Пер. Е.И. Сидоренко. М., 1955; Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977, с. 5–304; «Сунь-цзы» в тангутском переводе / Пер. К.Б. Кепинг. М., 1979; У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб., 1998, с. 131–166; Сунь-цзы. Китайская военная стратегия / Сост., пер. В.В. Малявина. М., 2002, с. 118–210; Giles L. Sun Tzü on the Art of War. Pennsylvania, 1944; Sun Tzu. The Art of War / Tr. by S.B. Griffith. Oxf., 1963; Sun Tsu, L`art de la guerre / Tr. par J.Levi. P., 2000.

Литература:
Кауфман С. Сунь-цзы. «Искусство войны»: Современное толкование древнего трактата. М., 2004; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 285; Конрад H.И. Избранные труды. Синология. М., 1977. С. 5–304; Синицын Е.П. Об авторстве и датировке трактата «Сунь-цзы» // НАА. 1964, № 4; У Жусун, Ван Хунту, Хуан Ин. «Искусство войны Сунь-цзы» и искусство исцеления. М.–СПб., 2004; Сунь-цзы синь тань: чжун вай сюэчжэ лунь Сунь-цзы (Новые исследования «Сунь-цзы»: китайские и зарубежные ученые о «Сунь-цзы»). Пекин, 1990.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 395-396.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.