Синология.Ру

Тематический раздел


Су Сун

Су Цзы-жун, посм. титул Вэй-го-гун (князь государства Вэй). 1020, Наньань обл. Цюаньчжоу (пров. Фуцзянь), – 19.6.1101, г. Цзинкоу (совр. Чжэньцзян пров. Цзянсу). Выдающийся ученый-энциклопедист, крупный сановник и государственный деятель. Род. в семье высокопоставленного чиновника Су Шэня, после смерти которого семья переселилась в Даньян обл. Жуньчжоу (пров. Цзянсу). С юности интересовался разными науками, в частности астрономией, и в раннем возрасте в 1042 сдал экзамены на высшую степень цзинь ши (см. Кэ цзюй). Начал успешную карьеру провинциальным чиновником в Сючжоу, затем в 1053 стал редактором в имп. б-ке (гуань-гэ). Следуя указу императора Жэнь-цзуна (правл. 1022–1063) от первого года периода Цзя-ю (1056–1063) об образовании бюро по сверке и составлению новой медицинской литературы, вместе с цензором Чжан Юй-си (992–1068), Линь И (ум. после 1057) и Чжан Дуном в 1057 подготовил и в 1060 издал «Цзя-ю бу чжу Шэнь-нун бэнь цао» («[Канон] корней и трав Шэнь-нуна с дополнениями и комментариями периода Цзя-ю», сокращенно «Цзя-ю бэнь цао» – «Корни и травы периода Цзя-ю»; см. «Шэнь-нун бэнь цао») с описанием 1082 лекарств. На его основе в 1061 опубликовал «Бэнь цао ту цзин» («Изобразительный канон корней и трав») из 21 цз., который впоследствии высоко оценил и развил Ли Ши-чжэнь, отметивший однако в нем «расхождение изображений и изъяснений» (ту юй шо и). Эта книга, известная также под инверсированным названием «Ту цзин бэнь цао» («Корни и травы в изобразительном каноне»), сохранилась только в цитатах в других фармакологических произведениях, начало чему положил Чэнь Чэн, в 1092 включивший ее в состав «Чун гуан бу чжу бэнь цао» («Повторно расширенный, дополненный и прокомментированный [канон] корней и трав»).
 
В 1061, после девяти лет службы в библиотеке принял пост провинциального администратора (правителя Инчжоу) в надежде улучшить материальное положение семьи, но в 1063 возвратился в столицу Бяньцзин/Кайфын, откуда в 1071 вновь отправился на периферию, сначала правителем Учжоу (пров. Чжэцзян), затем – Хаочжоу (1073), Интяня (1075), Ханчжоу (1076). Его возвращение в центральный аппарат в 1077 последовало за увольнением в 1076 канцлера-реформатора Ван Ань-ши, к которому он находился в оппозиции. В 1077 Су Сун был отправлен посланником в киданьское гос-во Ляо, в 1078 – назначен мэром Бяньцзина/Кайфына, но вскоре понижен в должности, приняв ответственность за ошибки своих подчиненных, и опять послан в провинцию, правителем Хаочжоу (1079) и Цанчжоу (1080). Однако уже в 1081 возвратился в министерство чинов, где в 1082 стал товарищем министра (ли-бу ши-лан), а с воцарением Чжэ-цзуна (правл. 1085–1099) в 1086 – министром юстиции (син-бу шан-шу), в 1087 – министром чинов и главным идеологом-каноноведом (ши-ду), в 1089 – секретарем (чэн-чжи) Ханьлинь академии, в 1090 – товарищем канцлера (шан-шу цзо-чэн), в 1092 – канцлером. Но в следующем году покинул пост, поскольку при дворе возобладали реформаторы во главе с Чжан Дунем (1035–1105), и стал мэром Янчжоу. В 1095 оставив и эту должность, поселился близ могилы отца в Цзинкоу. Взошедший на трон в 1100 император Хуй-цзун (правл. 1100–1125) почтил его чином попечителя наследника (тай-цзы тай-бао), но на следующий год у себя дома в Цзинкоу он скончался. Похоронен на северо-восточном отроге горы Учжоушань в селении Или уезда Даньту пров. Цзянсу. Один из потомков издал собр. его соч. «Су Вэй-гун вэнь цзи» («Собр. лит. творений Су [Суна] князя [государства] Вэй») в 72 цзюанях. Помимо указанных, важнейшие произведения Су Суна – «Вэй-гун ти ба» («Доклады и заключения князя [государства] Вэй»), «Су ши-лан цзи» («Собрание сочинений товарища [министра] Су [Суна]») и «Вэй-гун тань сюнь» («Беседы и наставления князя [государства] Вэй»).
 
В первый год периода Юань-ю (1086–1093) император Чжэ-цзун распорядился о проверке астрономического оборудования и создании астрономических часов. Вместе с начальником канцелярии (лин-ши) Хань Гун-лянем и др. членами специально образованной группы в 1087–1092 Су Сун изготовил «башню с движимыми водой [армиллярным] прибором и символизирующим [небо глобусом]» (шуй юнь и сян тай) высотой ок. 12 м, шириной ок. 7 м, которую Дж. Нидэм назвал «предшественницей астрономических часов средневековой Европы». Тогда же (1092) по имп. указу он описал ее в позднее утраченном «Хунь тянь и сян лу» («Меморандум об [армиллярном] приборе и символизирующем [небо глобусе]»), а затем (1094–1096) – в «Синь и сян фа яо» («Сущность нового образца [армиллярного] прибора и символизирующего [небо глобуса]»).
 
Автор: Кобзев А.И.
 
«Башня» представляла собой прибор, на трех уровнях совмещавший армиллярную сферу (хунь и), небесный глобус (хунь сян) и часовой механизм (сы чэнь), к-рые соединялись сложной системой зубчатых колес и приводились в движение водой. Во время военных действий в конце эпохи Сун была разрушена, но по описанию «Синь и сян фа яо» Ван Чжэнь-до в 1950-х вместе с группой сотрудников Музея кит. истории построил ее уменьшенную в пять раз копию.
 
В «Синь и сян фа яо» Су Сун представил два комплекта звездных карт, основанных на наблюдениях 1078–1085 и являющихся самыми старыми из изданных в мире. Они были нужны для изготовления небесного глобуса. Первый комплект соответствует делению небесной сферы по экватору на две равные части: с Сев. и с Юж. полюсом в центре – «Хунь сян дун цзи син ту» («Изображение звезд северного предела на символизирующем коловращающееся [небо глобусе]») и «Хунь сян нань цзи син ту» («Изображение звезд южного предела на символизирующем коловращающееся [небо глобусе]»). Второй комплект составляют планисфера и две горизонтальные карты. Планисфера – «Хунь сян Цзы-вэй юань син ту» («Изображение звезд ограждения Цзы-вэй на символизирующем коловращающееся [небо глобусе]»). Цзы-вэй (Пурпурная Сокровенность/Малость) – средний участок центр. обл. неба (Центр. дворца – Чжун гун), одно из «трех ограждений/стен» (сань юань), наряду с внутр. – Тай-вэй (Великая Сокровенность/Малость) и внеш. – Тянь ши (Небесный Рынок/Град) (см. Сань юань, эр ши ба сю). Две горизонтальные карты – «Хунь сян дун бэй фан чжун вай гуань син ту» («Изображение внутри- и вне[экваториальных] соединений звезд восточной и северной сторон на символизирующем коловращающееся [небо глобусе]») и «Хунь сян си нань фан чжун вай гуань син ту» («Изображение внутри- и вне[экваториальных] соединений звезд западной и южной сторон на символизирующем коловращающееся [небо глобусе]»). Эти карты показывают небо двух сегментов – от осеннего равноденствия до весеннего равноденствия и наоборот. Проведенная на них в сер. прямая линия изображает экватор, а дуга выше (на западной и южной сторонах) и ниже (на восточной и северной сторонах) нее – эклиптику. Созвездия, вписанные в отчетливо видимые прямоугольные рамки лунных стоянок, изображены более сосредоточенными ближе к экватору и рассредоточенными ближе к полюсам.
 
Принцип построения горизонтальных карт был использован еще до нач. VII в. Гао Вэнь-хуном и аналогичен тому, что в наст. время называется цилиндрической проекцией – изображением на плоскости поверхности эллипсоида Земли или небесной сферы с параллельными меридианами. В Европе она была изобретена, как предполагается, в 1568 фламандским математиком и географом Герардом Кремером (1512–1594) и называется также по его латинизированному имени (Gerardus Mercator) «проекцией Меркатора».
 
В «Бэнь цао ту цзине» Су Сун помимо медицины и фармакологии уделил много внимания зоологии, металлургии, минералогии и технологии. В частности, писал об особой форме сколов, возникающих при раскалывании минералов и определяемых их кристаллической структурой. Он рассмотрел происхождение слюды, разделив ее на 8 типов. По Су Суну, киноварь возникает в земле на глубине в неск. метров, а местные жители находят ее на основе «ростков». Последние, надо думать, являются поднимающимися к поверхности земли тонкими жилами киновари, имеющими, согласно совр. представлениям, гидротермальное происхождение. В каноне сообщается, что «зеленый портулак» (Portulaca oleracea), растущий в местах с залежами минералов, содержащих ртуть, также содержит нек-рое количество металлической ртути, к-рая м.б. извлечена осторожным толчением растения и его высушиванием. Она выделяется и при естественном разложении. Су Сун указывал, что из 6 кг высушенного портулака можно получить ок. 250 г ртути.
 
Литература:
Старцев П.А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961; Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. III. Cambridge, 1959.
 
Автор: Еремеев В.Е.
 
Источники:
Су Вэй-гун вэнь цзи (Собр. творений Су Князя государства Вэй) / Ред. Ван Го-цэ, Гуань Чэн-сюэ, Янь Чжун-ци и др. Кн. 1, 2. Пекин, 1988; Синь и сян фа яо цзяо чжу («Сущность нового образца [армиллярного] прибора и символизирующего [небо глобуса]» с правкой и коммент.) / Правка и коммент. Ян Юн-гай, Гуань Чэн-сюэ. Чанчунь, 1990.
 
Литература:
Гуань Чэн-сюэ. Сун Ляо Цзинь Юань кэсюэ цзишу ши (История науки и техники [эпох] Сун, Ляо, [Си] Ся, Цзинь, Юань). Чанчунь, 1990, с. 32–52; Гуань Чэн-сюэ, Ян Юн-гай. Су Сун юй «Синь и сян фа яо» яньцзю (Исслед. Су Суна и «Сущности нового образца [армиллярного] прибора и символизирующего [небо глобуса]»). Чанчунь, 1990; Дэн Гуан-лу, Ван Чжэнь-и. Су Сун // Чжунго гудай кэсюэ-цзя (Др.-кит. ученые). Пекин, 1959, с. 123–133; Синь бянь Су ши да цзу пу (Заново составленные большие генеалогические анналы рода Су) / Сост. Янь Чжун-ци, Су Жу-цянь, Су Кэ-фу. Чанчунь, 1994; Су Сун юй «Бэнь цао ту цзин» яньцзю (Исслед. Су Суна и «Изобразительного канона корней и трав») / Сост. Су Кэ-фу, Гуань Чэн-сюэ, Дэн Мин-лу, Янь Чжун-ци. Чанчунь, 1991; Чжунго Сун дай кэсюэ-цзя Су Сун (Кит. ученый эпохи Сун – Су Сун) / Сост. Янь Чжун-ци, Гуань Чэн-сюэ. Чанчунь, 1986; Miyashita S. Su Sung // Sung Biographies / Ed. by H.Franke. Bd 3. Wiesbaden, 1976, S. 969–970; Needham J., Wang Ling, Price D.J.S. Heavenly Clockwork. Cambridge, 1960, p. 5–9; Unschuld P.U. Pen-ts’ao 2000 Jahre tradit. pharmaz. Lit. Chinas. München, 1973, S. 59–62.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 850-852.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.