Синология.Ру

Тематический раздел


Су-нюй

素女 Su-nü – Чистая/Светлая/Белая/Простая дева – женское божество из окружения важнейшего культурного героя китайской мифологии и центральной фигуры даосского пантеона Хуан-ди (Желтый император/предок-владыка), известное в двух ипостасях: 1) искусной музыкантши и прекрасной певицы, 2) наставницы эротологического искусства «внутренних (спальных) покоев» (фан чжун, фан нэй, фан ши) и «пестования жизни» (ян шэн) наряду с антонимично именуемой напарницей Сюань-нюй (Таинственно-темная дева), благодаря чему оно со времен Гэ Хуна («Бао-пу-цзы» - «[Трактат] Мудреца, Объемлющего Первозданную простоту», цз. 6, 13; «Шэнь сянь чжуань» - «Предания о святых-бессмертных», цз. 4: «Предание о Чжан Дао-лине») называется «(искусством) Таинственно-темной и Чистой [дев]» (Сюань Су [чжи шу]). «Две девы» (эр нюй), чьи коррелятивные имена воспроизводят парность эпитетов «сюань» и «су» в классическом определении неформальной власти из гл. 13 «Чжуан-цзы»: «сюань шэн су ван» - «таинственный/сокровенный святой/совершенномудрый, чистый/некоронованный царь», стали главными героинями основных эротологических трактатов, олицетворяя древнейшую веру в то, что сексуальность является изначально женской стихией, о чем, в частности, свидетельствует семантика центральной общемировоззренческой категории «инь» (см. Инь–ян), соединяющей в себе и то и другое. Самые ранние упоминания о Су-нюй относятся ко II – I вв. до н.э. Во входящем в «Чу цы» («Чуские строфы») поэтическом цикле «Цзю хуай» («Девять чувств», стих. 7) уроженца царства Шу (уезд Цзыян, пров. Сычуань) Ван Бао (ум. 61/59 до н.э.) говорится о ее «нежном/утонченном/таинственном пении» (вэй гэ). В «Тай сюань фу» («Ода о Великой тайне») Ян Сюн перефразировал Ван Бао стихом о «чистом звучании» (цин шэн) ее голоса. В другом поэтическом цикле из «Чу цы» - «Цзю сы» («Девять дум», стих. 4) Ван И (89 – 158) она представлена «играющей на свирели» (гу хуан) в небесных чертогах близ Полярной звезды – в «яшмовой башне» (юй тай) верховного астрального божества Великого единого (Тай-и).
 
Современник Ван Бао, придворный историк Сыма Цянь в «Трактате о жертвоприношениях Небу и Земле» («Фэн шань шу»), входящем в «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 28), оставил свидетельство о государственном жертвоприношении духам Тай-и и Хоу-ту (Владычица земли), произошедшем в 111 до н.э. и сопровождавшемся сообщением о том, что Тай-ди (Великий император/предок-владыка), обычно идентифицируемый с Хуан-ди, хотя, по мнению Юань Кэ со ссылкой на комментарий Янь Ши-гу к «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань») Бань Гу (I в.), могущий быть и его мифическим предшественником Фу-си, «приказал Су-нюй играть на пятидесятиструнных гуслях/цитре (сэ)», но поскольку мелодия оказалась слишком печальной, рассек инструмент пополам, создав таким образом его двадцатипятиструнный стандарт.
 
В компиляции историка и поэта XIV в. Тао Цзун-и 陶宗仪 «Шо фу» 说郛 («Предместье речений»), в издательском варианте начала XVI в. из 120 цзюаней, цитируется «Гу сэ шу» («Доклад о древних гуслях») Юй Жу-мина 虞汝明, жившего в эпоху Сун, в котором сказано, что когда «Су-нюй играла на дугуанских гуслях», вся природа оживала. Топоним Дугуан (в синонимичной инверсии двух его иероглифов – Гуанду), обозначавший гору, местность, царство или город на юге или юго-западе, в трактатах III – II вв. до н.э. «Люй-ши чунь цю» («Весны и осени господина Люя», XIII, 1), «Хуайнань-цзы» («[Трактат] Учителя из Хуайнани», цз. 4) и «Шань хай цзин» («Канон гор и морей», цз. 18) соотносится с «центром неба и земли» (тянь ди чжи чжун), в котором растет мировое древо Цзянь (Упроченное), позволяющее «богам/предкам-владыкам» (ди) подниматься на небо и спускаться на землю. Выдающийся ученый Ян Шэнь (1488 – 1559) в комментарии к «Шань хай цзину» идентифицировал Гуанду/Дугуан с Чэнду – столицей юго-западной провинции Сычуань, откуда происходил впервые упомянувший Су-нюй Ван Бао и где, по свидетельству Дж.Нидема, еще в сер. ХХ в. представляемая ею эротологическая традиция имела широчайшее распространение. В «Шань хай цзине» сказано, что в Дугуане погребен бог злаков Хоу-цзи (Владычествующий над просом) и (во фразе, которую комментаторы XVIII – нач. XIX вв. Би Юань и Хао И-син сочли более поздней разъяснительной вставкой) рождена Су-нюй, что, по мнению Р. ван Гулика, свидетельствует о ее связи с культом плодородия. Подобное происхождение Су-нюй может объяснить и «светлую» семантику ее имени, поскольку, согласно «Люй-ши чунь цю», дерево Цзянь и соответственно Дугуан находились там, где обитал «белый народ» (бай/бо минь). В анонимном (одноименном с творением Гань Бао) сочинении «Соу шэнь цзи» («Записки о поисках духов»)/ «Соу шэнь хоу цзи» («Последующие записки о поисках духов»), которое в 1573 опубликовал известный библиофил Тан Фу-чунь 唐富春, при сутствует легенда, также подчеркивающая белизну Су-нюй, изображенной в виде речной богини Чистой девы Беловодья (Бай-шуй су-нюй), и ее связь с эротизированным культом плодородия, так как она принимала облик раковины (древнейший китайский символ вульвы), ставшей затем неиссякаемым сосудом для риса (ср. столь же эротизированный рог изобилия).
 
Поскольку музыка в любой культуре имеет стойкие сексуальные ассоциации, уже с первых вв. н.э. самым естественным образом в литературе стала проявляться вторая ипостась Су-нюй. Чжао Е  赵曄 (ок. 58 – 125) в «У Юэ чунь цю» («Весны и осени [царств] У и Юэ», гл. «Гоу-цзянь фа У вай чжуань» 勾践伐吴外传 - «Неофициальное предание о покорении [царем Юэ] Гоу-цзянем [царства] У») устами юэского военачальника Фань Ли 范 蠡 (VI – V вв. до н.э.) говорил о «Пути-дао Чистой девы», подразумевающем сексуальные закономерности взаимодействия сил инь – ян, которые соответствуют (хэ ) небу (тянь [1]), т.е. природе. Примерно тогда же выдающийся ученый и поэт Чжан Хэн в эпиталаме «Тун шэн гэ» («Песня о созвучии») представил Су-нюй связанной с Хуан-ди наставницей новобрачной в тьме любовных приемов (фан). Напротив, критически настроенный рационалист Ван Чун в гл. «Мин и» («Смысл предопределения», см. Мин  [1], И  [1]) трактата «Лунь хэн» («Взвешивание суждений», II, 2) оценил методы (фа [1]) обладания многими женщинами, которые Су-нюй поведала Хуан-ди, как «не только вредные для своего тела (шэнь), [полученного от] отца с матерью, но и наносящие ущерб природе (син [1]) [взаимоотношений] мужчины с женщиной».
 
Соединявшаяся с фигурой Су-нюй древняя эротологическая теория (см. Эротология китайская), в основном развивавшаяся даосами и игнорировавшаяся конфуцианцами, в то же время начала обретать и текстуальные формы. По-видимому, первое свидетельство о существовании соответствующих книг под именем Су-нюй имеется в апокрифическом собрании биографий даоских святых «Ле сянь чжуань» («Жизнеописания бессмертных»), созданном скорее всего во II – III вв., но приписываемом крупному ученому Лю Сяну, жившему в I в. до н.э. Там в 63-ей истории «Нюй Цзи» («Дева Столика», фр. пер.: M.Kaltenmark, 1953; англ. пер.: R.H. van Gulik, 1961; рус. пер.: M.Kaltenmark/И.И.Соколова, 1972; R.H. van Gulik/А.М.Кабанов, 2000; R.H. van Gulik/Н.Г.Касьянова, 2003), включенной затем в знаменитую энциклопедию (лэй шу), одну из «составленных [в эпоху] Сун четырех великих книг» («Сун цзуань сы бу да шу»), «Тай-пин гуан цзи» («Обширные записи [периода] Великого равновесия», цз. 1, гл. 59), рассказано о вручении неким бессмертным (сянь жэнь) торговке вином Деве Столика «пяти свитков Книги Чистой [девы]» (Су шу у цзюань), в которой содержались «главные секреты» (яо цзюэ) «искусства бессмертных пестовать [собственную] природу (син [1]) и продлять жизнь», позволившие омолодиться и вознестись. В библиографическом разделе «Цзин цзи чжи» («Трактат о канонах и книгах») династийной истории «Суй шу» («Книга [об эпохе] Суй»), созданной в нач. VII в., уже числись два трактата под именем их главной героини Су-нюй: «Су-нюй (би дао) цзин» («Канон [тайного Пути-дао] Чистой девы», рус. пер.: Б.Б.Виногродский, 1993; частично И.С.Лисевич, 1994) и «Су-нюй фан» («Рецепты Чистой девы», рус. пер.: А.И.Кобзев, 2002), в то время получившие значительное распространение и затем ставшие классикой китайской эротологии как в теоретическом, так и практическом аспектах от философии до фармакологии. Данная традиция развивалась еще тысячелетие и в сер. XVI в. ознаменовалась появлением компендиума «Су-нюй мяо лунь» («Чудесные суждения Чистой девы»), но затем с концом эпохи Мин и воцарением иноземной, маньчжурской династии Цин была подавлена или даже прервана жестокой цензурой.
 
Источники:
Су-нюй цзин (бин Сюань-нюй цзин) («Канон Чистой девы» с «Каноном Таинственно-темной девы»); Су-нюй фан (Рецепты Чистой девы) // Сун Шу-гун. Чжунго гу-дай фан-ши ян-шэн цзи-яо (Собрание главных [материалов] по древнекитайскому [искусству] внутренних покоев и пестования жизни). Пекин, 1990, с. 151 – 193; Су-нюй фан (Рецепты Чистой девы); И синь фан/И сим по (Сердцевинные методы медицины); Су-нюй мяо лунь (Чудесные суждения Чистой девы); Су-нюй цзин (Канон Чистой девы) // Фан чжун цзюань (Том [об искусстве] внутренних покоев) / Сост. Ли Лин // Сер. «Чжунго фан-шу гайгуань» («Обзор китайских магических искусств»). Пекин, 1993, с. 85 – 92, 100 – 143, 190 – 204, 293 – 299; Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Т. IV / Пер. Р.В.Вяткин. М., 1986, с. 182; Ван Чун. Лунь хэн / Пер. Т.В.Степугина // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 266; «Канон Чистой девы» (с «Каноном Темной девы») / Пер. Б.Б.Виногродский // Китайский эрос / Сост. А.И.Кобзев. М., 1993, с. 142 – 164; то же. Антология даосской философии / Сост. В.В.Малявин, Б.Б.Виногродский. М., 1994, с. 225 – 251; Сунюйцзин / Пер. И.С.Лисевич // Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы / Сост. И.С.Лисевич. М., 1994, с. 221 – 225; Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1999, с. 101, 203; Рецепты Чистой девы / Пер. А.И.Кобзев // Кобзев А.И. Эрос за китайской стеной. М., 2002, с. 79 – 103.
 
Литература:
Гулик Р. ван. Сексуальная жизнь в древнем Китае / Пер. А.М.Кабанов. СПб., 2000, с. 90 – 97, 137 – 138, 151 – 167, 296 – 302 и др.; Гулик Р. ван. Искусство секса в древнем Китае / Пер. Н.Г.Касьянова. М., 2003; Сыркин А.Я., Соколова И.И. Об одной дидактической традиции в Индии и Китае // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972, с. 124 – 134; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, с. 45; Лю Да-линь. Чжунго гу-дай син вэньхуа (Сексуальная культура древнего Китая). Иньчуань, 1993, т. 1, с. 187 – 196; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 310, 134 – 135.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 578-581.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.