Синология.Ру

Тематический раздел


Социальная экология Китая

 
 
В настоящее время особенно актуальной становится проблема взаимодействия природы и человека. По существу, от скорейшего успешного ее разрешения зависит само выживание человечества на Земле. Все исследования, посвященные проблемам взаимодействия природы и человека, можно разбить на три направления и отнести, соответственно, к социальной экологии, этнической экологии и экологии человека. Социальная экология проводит исследования взаимодействия с природой на уровне социума (общества), этническая экология (этноэкология) – на уровне отдельных этносов, экология человека акцентирует внимание на человеке как биологической единице. Если же говорить о разграничении социальной и этнической экологии применительно к Китаю, то к сфере социальной экологии следует, вероятно, отнести вопросы взаимодействия всего населения Китая и природы, а к сфере этноэкологии – взаимодействия между ханьцами, тибетцами, чжуанами, уйгурами и др. с одной и природой с другой стороны.
 
Китай – третья по территории и первая по численности населения страна мира, его влияние на мировую экономику, политику, культуру, экологию непрерывно растет. Решение экологических вопросов жизненно необходимо для Китая, ибо в наши дни он является одной из самых неблагополучных в этом отношении стран. Лидирующее место в мире по общим выбросам двуокиси серы в атмосферу, острая нехватка воды в северных провинциях, загрязнение рек, морей, подземных вод, продолжающаяся вырубка лесов, опустынивание земель, рост болезней, вызванных неблагоприятной окружающей средой и т.д. – вот далеко не полный перечень всех тех экологических проблем, которые стоят перед китайским руководством и разрешение которых необходимо не только для страны, но и для мира. Экология Китая негативно влияет прежде всего на Россию, особенно на природу Сибири и Дальнего Востока, но и в западном полушарии также зарегистрирован «китайский след»; например, по информации сайта «Бизнес и экология», согласно данным проведенного в США исследования, 25% всех примесей в воздухе Лос-Анджелеса приходят из Китая (см. [3]).
 
Необходимость скорейшего разрешения экологических вопросов не только в Китае, но и в нем также, вызвана также началом процесса глобального потепления, способного в недалеком будущем привести к значительным изменениям климата, увеличению площади Мирового океана, и, соответственно, сокращению площади суши, прежде всего, затоплению низинных равнинных территорий, где проживает основная масса населения, что, в свою очередь, чревато глобальными политическими, экономическими, социальными потрясениями, миграциями и изменением существующих политических границ. Важно отметить, что в последние годы Китай уже сталкивается с такими явлениями, как сокращение площади ледников в высокогорьях (согласно прогнозам, в ближайшие 50 лет площадь территорий с вечной мерзлотой сократится на 10–15%, что повлечет изменение климата, увеличение числа наводнений и др.), повышение уровня моря (самые высокие темпы наблюдаются сейчас в прибрежной полосе в районе Тяньцзиня, а в среднем по стране – 2,5 мм/год, что несколько превышает среднемировой показатель; см. [4]).
 
Китайское руководство в настоящее время проводит ряд мер, направленных на защиту и восстановление окружающей среды. Как отмечает директор Государственного управления по защите окружающей среды Се Чжэньхуа, «Власти Китая никогда не ставили экологию на столь важное место. Это жизненно важно для стабильности и процветания нашей страны и нашего народа» (цит. по: [5]). Стратегические цели и задачи по охране окружающей среды нашли отражение в выпущенной в 1996 г. «Белой книге» (см. [6]). Создаются новые заповедники различных уровней, сейчас их число достигает 2349, а совокупная площадь составляет 1,5 млн. кв. км. (более 15% территории страны, см. [7]). Большое внимание уделяется экологическому воспитанию населения, в частности, в школах вводится обязательный предмет «Экология». В качестве экономического показателя в ряде случаев используется «Зеленый ВВП» (люйсэ GDP, 绿色 GDP). т.е. Валовой Внутренний Продукт за вычетом затрат на восстановление природной среды (2, с. 193). Быстрыми темпами в северных, северо-западных и северо-восточных районах страны идет создание «зеленой стены» - полосы лесопосадок, призванной защитить эти районы от роста пустынь. Проводится демографическая политика, направленная на ограничение рождаемости, тем самым уменьшается антропогенное давление на землю.
 
Особого рассмотрения заслуживает тот факт, что традиционная китайская философия и культура по своей сути являются экологичными. Идеи экологической этики, вопросы взаимодействия природы и общества содержатся в конфуцианских и даосских текстах, сочинениях китайских буддистов. Триграммы и гексаграммы Канона Перемен (И цзин, 易经) рассматриваются как копия природной системы Поднебесной, воплощенной в узорах Неба (тянь вэнь, 天文) и Земли (ди ли, 地理; см. [1, с. 12]). Китайская пятичленная модель (у син, 五行) отражает горизонтальное географическое деление мира. Горы издревле считались скоплением «чистой энергии», обителью отшельников. Китайский традиционный сад призван олицетворять гармоничное единство культуры и природы. Традиционные жанры китайской живописи – «горы и воды» (шань шуй, 山水), «цветы и травы» (хуа цао, 花草) – поэтизируют природу. Различные природные объекты – деревья, горы, реки и т.д. становятся культурными символами. Китайская литература, начиная от древнейших сборников, например, «Канона песен» (Ши цзин, 诗经) и кончая современными романами, также неоднократно обращается к теме природы, поиску гармонии между человеком и природой. Учение «фэн-шуй» (风水) – попытка создания гармоничного равновесия между естественной средой и культурным пространством. Таким образом, в Китае отчетливо прослеживаются две противоположные тенденции, ориентированные, соответственно, на варварское использование и на сохранение природных богатств. В настоящее время в силу ряда причин, прежде всего, политических, экономических и демографических, отчетливее проявляется первая тенденция, однако, как показывают последние мероприятия в экологической сфере, постепенно не только на уровне руководства страны и интеллигенции, но и на уровне массового сознания начинает крепнуть убеждение в необходимости гармоничного сосуществования с природой.
 
В отечественном востоковедении до сих пор нет целостных исследований по вопросам взаимодействия культуры и природы в восточно-азиатском и центрально-азиатском регионе. Исключение составляет, пожалуй, только книга Э.С.Кульпина «Человек и природа в Китае», однако и она не охватывает всего комплекса проблем – из поля рассмотрения исследователя практически выпал ХХ в. – периоды Китайской Республики (1911-1949) и Китайской Народной Республики (с 1949 г.). А ведь именно в это время и были заложены многие из тех экологических проблем, с которыми сейчас приходится бороться Китаю.
 
В самом Китае в рамках Китайской Академии Наук, Китайской Академии Общественных Наук, в университетах и институтах, правительственных органах, в СМИ экологическая проблематика становится одной из наиболее востребованных. Условно эти исследования можно разделить на несколько направлений:
 
1. Палеогеографические исследования, позволяющие реконструировать климат, рельеф, животный и растительный мир тех или иных исторических эпох.
 
2. Исследования, посвященные современному состоянию природной среды, энергетической безопасности страны.
 
3. Исследования, направленные на поиск устойчивого развития.
 
4. Исследования по истории китайской философии, литературы, живописи, науке и др., содержащие социально-экологические сведения.
 
Однако имеющихся исследований явно недостаточно. Более того, в силу господствующего долгие годы в гуманитарном знании антропоцентризма, проблемы природной среды и ее роли в формировании цивилизаций отступали на второй план. В свою очередь, специалисты по естественным наукам не владели в полной мере инструментарием, позволяющим им анализировать культуру. Сложилось своеобразное разделение: либо природа, либо культура. И только в последнее время стало очевидно, что в конечном итоге целостное понимание культуры невозможно без понимания роли природной среды в ее формировании и развитии.
 
Литература
1. И цзин («Канон перемен»). М., 2005.
2. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития. М.,2006. С. 193.
 
Интернет-ресурсы
Китай борется за чистую экологию
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXLII научная конференция: К 100-летию со дня рождения Л.И.Думана / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. С.И.Блюмхен. – М.: Вост. лит., 2007. – 352 с. – ISBN 5-02-018544-2 (в обл.). С. 276-279.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.