Синология.Ру

Тематический раздел


Ситянь

西天 «Западное небо», «[Страна под] Западным небом». В китайском буддизме вариант Сукхавати (санскр. Sukhavati — «Земля блаженства») — цзин ту («Чистая земля»). В Ситяни, земле наивысшей радости (Цзилэ), расположенной на крайнем западе, живут люди, избавившиеся от страданий. Страна украшена драгоценностями, с неба идет дождь из цветов, звучат музыка и пение необыкновенных птиц. Во главе страны стоит будда Амитабха (см. Амито-фо). Люди обретают перерождение в этой стране за наивысшие благие деяния. Согласно «Сукхавативьюха-сутре», подобные страны есть на севере, востоке, юге и в направлениях верх и низ. Канон изображения Ситяни: обширный сонм святых, сидящих вокруг будды Амитабхи и двух его помощников-пуса (бодхисаттв) Гуань-инь (Авалокитешвара) и Дашичжи (Махастханапрабха); перед буддой пруд с лотосами, вокруг к-рого разгуливают птицы, играет оркестр и пляшут танцоры. Учение о нирване (непань), достигаемой в результате благих деяний в бесконечной цепи перерождений, заменяется новым рождением в сонме святых в Ситяни, где человек остается неопределенно долго, испытывая постоянное блаженство и ожидая своего вхождения в нирвану. Некоторые ответвления цзинту-цзун (школа «Чистой земли») вообще отождествляют Ситянь и нирвану. Ситянь приобретает черты рая, где вечно пребывают в блаженстве те, кто заслужил это своими благими деяниями. Сложные дисциплинарные положения буддизма замещаются простыми молитвами, в основном призываниями будды Амитабхи («Наму Амито-фо»; см. Толони). Удостоившиеся пребывания в Ситяни могут предварительно проходить очищение от мирской грязи с помощью заключения на некоторый срок в бутоне лотоса — символа чистоты, не загрязняемой мирской скверной. В храмах, особенно часто ламаистских, постоянно встречаются живописные композиции и панорамы со скульптурными группами, изображающие Ситянь Амитабха нередко именуется также Ситянь-цзяочжу («наставник и повелитель в Ситяни»).
 
Литература:
Амито-цзин. Тайсё синсю дайдзо-кё (Заново составленная Трипитака годов Тайсё). Т. 12, Токио, 1924, № 366, 377, с. 347–367; Werner E.T.S. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, р. 29–30, 102.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 571.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.