Синология.Ру

Тематический раздел


Сань гуань

三官 Сань гуаньСань гуань«три чиновника». В китайской даосской и поздней народной мифологии божества трех стихий: Тянь-гуань («небесный чиновник»), Ди-гуань («чиновник земли») и Шуй-гуань («чиновник воды»); именуются также сань гуань да ди («великие государи три чиновника»). Считалось, что Тянь-гуань дарует счастье, Ди-гуань отпускает грехи, а Шуй-гуань отвращает беду. В даосизме идея сань гуань нередко контаминировалась с представлением о сань юань («три начала»), в соответствии с к-рым священными считались 15-е числа 1-й, 7-й и 10-й луны, связывавшиеся соответственно с небом, землей и водой. Поэтому 15-е числа этих месяцев стали считаться праздниками, посвященными сань гуань. В главный из них (в 1-ю луну), совпадавший с праздником фонарей, в честь Тянь-гуаня и его «коллег» возжигали курения, им подносили пирожки в форме черепахи (символ долголетия) или напоминающие цепочку.
 
Сань гуань изображались обычно стоящими или сидящими втроем в костюмах чиновников и с деревянными дощечками для записей в руках. Чаще всего встречается изображение одного Тянь-гуаня со свитком в руках, на к-ром обычно видна надпись: «Небесный чиновник дарует счастье» — иконографический тип, навеянный, как предполагает франц. синолог А. Масперо, кит. театральными представлениями. Изображения Тянь-гуаня, сделанные из бумаги, имелись почти в каждом доме.
 
У даосов существовал обряд прощения грехов. На специальных желтых бланках в трех экземплярах писалось имя просителя и излагалась просьба о прощении. Один экземпляр клали на горе с обращением к небу, второй зарывали в емлю, третий опускали в воду. В старом Китае во многих местах существовали храмы сань гуань.
 
В даос. сочинениях сань-гуань иногда ассоциируются с верными сановниками чжоуского царя Ю-вана: Тан Хуном, Гэ Юном, Чжоу У. В нар. традиции образ наиболее почитаемого из сань гуань – Тянь-гуаня часто контаминировался с образом бога счастья Фу-сина из триады сань син.
 
Литература:
Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. Т. VI. СПб., 1907, с. 47–48; Чжунго гэ миньцзу цунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 233; Maspero H. Le Taoism et les religions chinoises. P. 1971; Werner E.Т.С. Dictionary of Chinese mythology, Shanghai, 1932, р. 400–403.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 558-559.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.