Синология.Ру

Тематический раздел


Сань Мао

三茅 Сань МаоСань Мао«трое Мао», Сань Мао-цзюнь 三茅君 («три государя Мао»). В поздней китайской народной мифологии братья по фамилии Мао — Ин, Гу и Чжун, популярные даос. святые. По преданию, они жили при династии Хань во II в. до н.э. Когда старшему Мао Ину исполнилось 18 лет, он ушел от родителей и поселился на горе Хэншань. Там он сделался учеником святого Ван-цзюня, перенимая искусство воспитания духа, с помощью к-рого человек становится легким и не нуждается в еде. Постигнув к 49 годам законы дао и путь самоусовершенствования, Мао Ин вернулся в родной дом. Отец хотел поколотить сына палкой за его уход из дома, но палка разлетелась на куски, к-рые вонзились в стену. Вскоре Мао Ин покинул дом и поселился на горе Цзюйцюйшань, где некий святой передал ему секреты магии, и Мао смог летать и подыматься высоко в небо. Когда к нему явился посланец бессмертных (сянь [1]; см. также Сянь-сюэ), Мао Ин сел на облако и улетел. Его братья, узнав об этом, отправились на гору Цзюйцюйшань. Старший брат преподал им секреты долголетия, братья поселились на пиках этой горы, к-рая впоследствии стала называться Саньмаошань («гора трех Мао»). Через неск. лет Гу и Чжун на желтых журавлях средь бела дня вознеслись в небеса. На горе Цзюйцюйшань был построен храм в их честь. К Сань Мао обращались с мольбой о даровании потомства. Учитель Мао Ина, прибывший в свое время с горы Тайшань, впоследствии выдал за него свою племянницу Юй-нюй («Нефритовую деву»), к-рая иногда ассоциируется с богиней горы Тайшань Би-ся юань-цзюнь. С тех пор Мао Ин стал летать на белом журавле между этими двумя горами с юга на север. При сунском императоре Тай-цзуне Мао Ин был канонизирован под именем Ю-шэн чжэнь-цзюнь («истинный государь, помогающий совершенномудрым»). Считается, что сам Лао-цзы назначил Мао Ина ведать судьбами людей, дав ему титул Сы-мин чжэнь-цзюнь («истинный государь управитель судеб», возможно, он контаминирован с древним божеством Сы-мином), Мао Гу был сделан Дин-лу чжэнь-цзюнем («истинным государем, устанавливающим чины в мире бессмертных»), а Мао Чжун — Бао-шэн чжэнь-цзюнем («истинным государем, охраняющим жизнь»). Братья Мао изображались на нар. лубочных картинах (нянь хуа) всегда втроем с нимбами над головой.
 
Литература:
Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии при Имп. Академии наук. Вып. 6. СПб., 1907, с. 43–44; Хуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полное собрание преданий). Т. 3, Шанхай, 1882, с. 222–223.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 559.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.