Синология.Ру

Тематический раздел


Ранние городские поселения Восточной Азии

 
рубеж 3-2 тыс. до н.э.
к вопросу о возникновении государственности в историческом регионе Восточная Азия

1. Проблема возникновения государственности уже давно была поставлена в исторической науке. Лучше всего изучены общества древности Западной Азии, которые хорошо описаны в письменных и эпиграфических источниках. Возникновение ранних государств Восточной Азии исследовано меньше, хотя степень археологической «раскопанности» этого исторического региона сейчас уже очень велика. Поэтому усилия историков направлены на анализ археологических материалов.
 
2. Важнейшими признаками начавшегося процесса формирования государства являются одновременное наличие городских поселений (как центров политической власти определенной территории) и письменности. Одновременность признаков — важное обстоятельство, поскольку каждый из них в отдельности мог встречаться и ранее в предгосударственных обществах.
 
3. Применительно к раним государствам древней Восточной Азии в связи с первым учитываются такие признаки как наличие городских стен и рвов вокруг них, культовых и дворцовых сооружений, погребальных сооружений носителей власти, а также атрибутов власти и высокого статуса и предметов городского ремесла (технически совершенной керамики, орудий труда, украшений и др.). В связи со вторым — наличие письменности (текстов из фраз) или следов знакомства с ней (отдельных иероглифов или семантически-значимых орнаментов, в которых используются знаки письма); при этом важно корректно отличать их от разного рода символов: сакральных, социальных, хозяйственных (тамг).
 
4. В историческом регионе Восточная Азия (территория в 9-1 тыс. до н.э. между Великой Китайской стеной на севере и хребтом Наньлин на юге; верховьями Хуанхэ и Янцзы на западе и морским побережьем на востоке) наиболее ранними свидетельствами бесспорных государств (номового типа) являются  комплексы археологических памятников культуры Лянчжу-3 (2400–1900 до н.э.) историко-культурной зоны Нижняя Янцзы, из которых самые известные располагались южнее оз. Тайху (п-ки Моцзяошань, Лянчжу, Фаньшань, Яошань и др., объединенных названием «царство Мо»). К числу ранних государств также может быть отнесен памятник Шицзяхэ  на Средней Янцзы (2600-2000 гг. до н. э.).
 
5. Городские поселения рубежа 3 и 2 тыс. до н.э. выявлены и к востоку и западу от Великой китайской равнины — по периметру горной части Шаньдуне и по периметру Суншаньского нагорья (к югу от выхода Хуанхэ из ущелья Саньмэнься на Великую равнину, а также несколько южнее и восточнее его).
 
6. К востоку от Великой равнины: Шаньдун. Районы, заселенные предками аустроазиатских и, вероятнее всего, аустронезийских народов.  Городские памятники расположены по периметру Шаньдунской возвышенности.
 
а) Северная часть (комплекс памятников Чэнцзыя): памятник Чэнцзыя 城子崖 (уезд Чжанцю 章丘); давший надпись Дингунцунь 丁公 (уезд Цзоупин 邹平);
б) Северо-запад (комплекс памятников Шанчжуан): памятник Цзяочанпу 教场铺; Шанчжуан 尚庄, Ванцзи 王集; Дунпинпу 东平铺; Давэй 大尉 (уезд Чипин 茌平);
в) Запад (комплекс памятников Иньцзячэн): Цзинъянган 景阳岗, Хуангучжун 皇姑冢, Ванцзячжуан 王家庄 (уезд Янгу阳谷);
г) Северо-восток: Тяньван 田旺 (у г. Цзыбо 淄博); Бяньсяньван 边线王 (уезд Шоугуан 寿光);
д) Юго-запад:  Юлоу 尤楼 (уезд  Тэнчжоу 滕州); Сиканлю 西康留 (район г. Тэнчжоу);
е) Юго-восток (комплекс памятников Лянчэн): Даньту 丹土 (уезд Улянь 五莲);
ж) Юг: Тэнхуайло 藤花落 (район г. Ляньюйган 连云港).
 
7. Западная часть Великой равнины и земли к западу от нее.  Это районы, уже заселенные предками хуася:
 
Памятник позднего неолита. В северо-восточной части Суншаньского нагорья расположен самым ранний  памятник Сишань 西山(к северо-западу от г. Чжэнчжоу), который относится еще к концу культуры Циньванчжай (3000–2400 гг. до н.э.).
 
Памятник раннего энеолита (2500-2100 гг. до н.э.). К северу от Суншаньского нагорья и русла Хуанхэ расположен памятник Мэнчжуан 孟庄 (уезд Хуйсянь 辉县).
 
Памятники позднего энеолита (2100–1800 гг. до н.э.). а) В северо-восточной части Суншаньского нагорья обнаружено городище Гучэнчжай 古城寨 (уезд Синьми 新密), который относится к культуре Дахэцунь-6 (2100–1800 гг. до н.э.).
 
б) К югу от Суншаньского нагорья, в верховьях реки Ханьшуй, впадающей в Янцзы обнаружен городской памятник Хаоцзятай 郝家台 (уезд Яньчэн 郾城).
в) К юго-востоку от Суншаньского нагорья, на Великой равнине известен городской памятник Пинлянтай 平粮台 (уезд Хуайян 淮阳).
г) К северу от выхода Хуанхэ на Великую равнину в «аньянском» аграрном очаге расположен городской памятник Хоуган 后岗 (третий период).
д) Еще севернее, на Средней Хуанхэ в долине р. Фэньхэ, обнаружено городище Таосы 陶寺 (уезд Сянфэнь 襄汾).
 
8. Итак, к концу 3 тыс. до н.э. по периметру Великой равнины уже существовал ряд ранних городских обществ, возможно, ранних государств — которые могли воспринимать и воспринимали опыт энеолитических государственных образований Нижней Янцзы. На востоке (Шаньдун) это ранние государства «восточных и», т.е. предков рисоводоческих аустроазиатских и аустронезийских народов, а на западе (Суншаньское нагорье и южнее) — предков просоводов хуася, восточных сино-тибетцев. Развитие и тех, и других во многом было связано с экономическим освоением постоянно увеличившихся земельных ресурсов Великой равнины. В будущем в силу климатических особенностей  ее расположения (большая часть — в зоне умеренного климата, что подходило для суходольных  просоводов) в наибольшей степени этим могли воспользоваться именно хуася, что и предопределило их демографический рост и политический потенциал. В описываемое же время контакты хуася этих территорий с более ранними государствами Нижней и Средней Янцзы не могли не иметь характер межгосударственных отношений, и прежде всего верхушечных контактов, предполагавших интенсивных заимствований в сакральной сфере, в атрибутике власти, письменности, а у жителей Шаньдуна они заимствовали некоторые технологии (строительство стен и пр.), что и подтверждается археологически.
 
Тезисы опубл.: Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Ранние городские поселения Восточной Азии (рубеж 3-2 тыс. до н.э.): к вопросу о возникновении государственности в историческом регионе Восточная Азия // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов научной конференции (Москва, 15 апреля 2013 г.). М., 2013, с. 17-20.


Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.