Синология.Ру

Тематический раздел


Пань-гуань

判官, Чэн-хуан и Пань-гуаньЧэн-хуан и Пань-гуаньПар, Пхар (Судья), Шэнь-пань 神判 (Божественный судья). В поздней китайской народной мифологии: 1) общее название «секретарей» главы загробного мира Янь-вана, ведущих записи в Книге судеб, а также гражданских или военных чиновников в свите к.-л. божества; 2) божество, ведающее судьбами людей. Часто рассматривается как помощник бога города Чэн-хуана. Предполагается, что Чэн-хуан творит суд над душами умерших, а Пань-гуань — над душами живых людей. Его статуи ставились в храмах Чэн-хуана как гл. исполнителя приказаний бога города. По традиции считается, что в качестве Пань-гуаня обожествлен ученый Цуй Цзюэ, правитель области, ставший впоследствии министром церемоний, а после смерти — Пань-гуанем. Согласно преданию, осн. знаменитое деяние Пань-гуаня — продление жизни танского императора Тай-цзуна. Пань-гуань исправил единицу (и 一) на тройку (сань 三) в записи о сроке жизни Тай-цзуна, и благодаря этому император прожил лишние 20 лет.
 
В поздних народных верованиях и связанных с ними народных картинах (нянь хуа) Пань-гуань обычно контаминируется с повелителем бесов Чжун Куем, выступая в роли не столько фиксатора судьбы, сколько усмирителя нечисти, спускающегося из небесного дворца на землю. На нар. картинах Пань-гуаня обычно рисовали в красном халате с поясом, украшенным нефритом, с магическим мечом  (ци-син-цзянь) с изображением семи звезд (Большой Медведицы, см. Бэй-доу) в руке, замахивающимся на летучую мышь, что истолковывалось как выражение досады по поводу того, что счастье (фу — омоним слова фу, «летучая мышь») пришло слишком поздно. Сочетание гражданского халата с кольчугой, в к-рую он облачен (признак военного чиновника), означает полное совершенство Пань-гуаня и в гражданских, и в военных делах, его всестороннее могущество. Его изображают то разрубающим мечом чертей, то в виде веселящегося повелителя бесов, коему последние выражают всяческое послушание, ублажая Пань-гуаня: катают его на повозке, угощают вином, танцуют перед ним и разыгрывают пьесы. Существует даже особая разновидность нар. картин (нянь хуа) «У гуй нао Пань» («Пять бесов веселят Пань-гуаня»). Нередко на народных картинах Пань-гуаня рисовали с обнаженным большим животом — символом полного довольства. Вообще изображения Пань-гуана использовались в старом Китае как магическое средство от нечисти. С этой целью изображения Пань-гуаня иногда вешали на створках ворот и дверей, считая, что т. о. можно защитить дом от проникновения злых духов.
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, указ.; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai., 1932, p. 355.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 543.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.