Синология.Ру

Тематический раздел


Нун шу

農書 («Книга о земледелии»). Изданная в 1314 кн. начальника уезда Цзиндэ (пров. Аньхой) Ван Чжэня (1260–1330), происходившего из уезда Дунпин (пров. Шаньдун). В ней приведены описания и рисунки многих машин, применявшихся в Китае с глубокой древности. В частности, описано водоподъемное устройство та чэ, приводимое в действие ногами, водоподъемник ню чэ с бычьим приводом, водоподъемник гао чжуань тун чэ с сосудами из бамбука, водяная мельница шуй мо, изобретенная в 300. В качестве прил. дан обзор истории наборного шрифта. Ван Чжэнь сначала описывает шрифт из глины и олова, затем – из деревянных литер, использовавшихся в его время. Ван Чжэнь отметил, что первоначально решил сам издать «Нун шу», для чего за два года изготовил необходимое количество деревянных литер. Дела службы не позволили перейти к самой печати, однако он попробовал напечатать этим шрифтом описание уезда Цзиндэ, для к-рого потребовалось ок. 60 тысяч литер. Ван Чжэню так и не пригодился весь изготовленный им подвижный шрифт, поскольку спустя нек-рое время его соч. было напечатано по приказу высшего начальства с помощью гравированных досок. В «Нун шу» Ван Чжэнь описал также наборные кассы, позволяющие наборщику быстро найти нужную литеру. Из текста трудно установить, принадлежит ли их изобретение ему самому или нет. Он указал, что следует использовать две наборные кассы – для литер с часто и редко употребляемыми иероглифами. Они делаются из легкого дерева и представляют собой вращающиеся на подставке круглые столы диаметром ок. 2 м и высотой ок. 1 м, поверхность к-рых бортиками разделена на множество секций. Каждая иероглифическая литера должна иметь свой номер и помещаться в определенную секцию. При наборе чтец называет номер иероглифа, а наборщик, вращая ту или иную кассу, выбирает соответствующую литеру и вставляет ее в деревянную рамку, зажимая бамбуковой планкой. Если встречался иероглиф, литера с к-рым отсутствовала в кассах, ее тут же следовало вырезать. В заключение набранный текст сличался с рукописью, и уже после этого начиналось изготовление оттисков.
 
Источники:
Ван Чжэнь. Нун шу (Кн. о земледелии). Пекин, 1981.
 
Литература:
Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. IV, pt. 3, Vol. V, pt. 1. Cambridge, 1971, 1985.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 788-789.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.