Синология.Ру

Тематический раздел


Начало проникновения западных стран на острова Люцю в первой половине XIX века

 
В начале XIX века давление западных держав на Китай и другие страны восточноазиатского региона продолжало нарастать. Пользуясь своим превосходством на море, ведущие европейские державы, а также США, пытались закрепиться на многочисленных островах, расположенных вблизи китайского побережья, что в свою очередь, позволяло им утвердиться на оживлённых торговых путях, соединяющих Цинскую империю, Японию, Корею, Индокитай, Филиппины. Среди таких островов не последнее место занимала гряда, известная по названием Люцю (Рюкю).
 
В изучаемый период политический статус островов был определён достаточно условно. Данная территория была объектом соперничества между Китаем и Японией. Впервые Люцю были упомянуты в китайских источниках ещё в 605 году. История острова, давшего название всему архипелагу, изобиловала гражданскими войнами и конфликтами. В 1372 году здесь образовались три царства, которые вели войны между собою. Уже в этот период сюда прибыло значительное количество китайских торговцев, с ними проникали культура и обычаи Китая. В конце XIV века местный правитель признал вассальную зависимость от Минской империи. Каждые два года в Китай отправлялось посольство с данью. В ответ, местные правители получали грамоту на управление с китайской и монгольской печатью [3, с. 186].
 
В начале XVII века на Люцю стали претендовать японцы. В апреле 1609 года вооружённый отряд из трёх тысяч человек и ста военных джонок прибыл на Люцю из порта Кагосима в южной оконечности Кюсю. Местное население не сопротивлялось, подчиняясь приказу своего правителя, заявившего, что «жизнь является главным сокровищем» [4, с. 97]. С тех пор правители Люцю платили дань сразу двум империям.
 
В начале XIX века острова гряды играли значительную роль в международной торговле в тихоокеанском регионе. Именно здесь на внешний рынок свободно продавались японские и китайские товары, в то время, как сюзерены закрылись от мира политикой «самоизоляции». В данных обстоятельствах, остров стал притягивать внимание западных держав, одной из приоритетных задач которых было утверждение на транстихоокеанских торговых путях.
 
Первыми иностранцами, которые пытались создать на острове постоянно действующий анклав, были английские миссионеры. Инициатором создания анклава был лейтенант английской армии Герберт Джон Клиффорд, член британской дипломатической миссии в Китай под руководством лорда Амхерста. В течении 15 лет он добивался создания христианской миссии и, наконец, в 1845 году, на Лючу прибыли миссионеры во главе с венгерским врачом, доктором Беттельгеймом. Следует отметить, что китайцы и японцы по-разному относились к прибывшим. Японская власть в целом благосклонно приняла миссионеров. Беттельгейму и его семье был выделен дом, здание миссии было обеспечено охраной. В свою очередь, китайцы чинили препятствия деятельности миссии и добивались от Великобритании её удаления с островов [6, с. 124].
 
В 50-х годах XIX века, в связи с возраставшими амбициями США в Тихом океане, островом заинтересовались американцы. Их китобойный флот нуждался в удобных стоянках, на которых можно было пополнить запасы пресной воды и пищи, а также осуществить текущий ремонт кораблей. Именно поэтому обследование островов архипелага Рюкю стало одной из задач знаменитой тихоокеанской экспедиции коммодора М. Перри (1852–1854). В апреле 1853 года эскадра прибыла к берегам острова. Местные жители были настроены дружелюбно и даже прислали послов с подарками в виде цветов и животных, однако Перри отказался от подарков, заявив, что его цель заключается в установлении контактов с местной властью. Некоторое время продолжались официальные переговоры, в ходе которых американский коммодор побывал на приёме у местного регента [1, с. 24].
 
В тоже время велась и тайная разведка островов. Их изучением занимался учёный, поэт и писатель Б. Тейлор, который присоединился к эскадре в Калькутте, куда прибыл из Египта. 18 июля 1853 года он составил отчёт на имя Перри, в котором поделился своими изысканиями. В его отряд входили художник Гейне, мичман Лоуренс, помощник инженера Гемптон, стюарт Смит, матрос Терри, а также китайские кули.
 
Прежде всего, он разведал северо-западное побережье Люцю, с целью поиска удобных бухт и источников пресной воды. Также американца интересовали местные почвы, растения и, прежде всего, древесина – для возможного ремонта китобойных судов [5, с. 346].
 
Наконец, 24 июля 1853 года, получив всю необходимую информацию об острове, Перри отплыл в Японию. Однако вопрос о возможном утверждении интересов США на Люцю стал одним из ключевых в последующей деятельности американских дипломатов. Данный аспект будет подробно рассмотрен в последующих статьях.
 
Литература
1. Вольны А. Окинава, 1945. М.: ACT, 2002. 421 с.
2. Границы Китая: история формирования // Под ред. В.С. Мясникова и Е.Д. Степанова. М.: «Памятники исторической мысли», 2001. 611 с.
3. Живописное путешествие по Азии, составленное под руководством Эйрие: В 6 т. М.: Типография Николая Степанова, 1839. Т. 2. 293 с.
4. KemishS.B. The Japanase empire: its physical, political and social condition and history. L.: Partridge & Co., 1860. 319 p.
5. Narrative of the Expedition of an American Squadron to the China Seas and Japan: performed in the years 1852, 1853, and 1854, under the command of Commodore M.C. Perry, United States Navy, by order of the Government of the United States. Washington, 1856. 565 p.
6. The Missionary Magazine. 1856. Р. 122–126.
 
Тезисы опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLVI, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2016. – 641 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 21 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 102-104.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.