Синология.Ру

Тематический раздел


Мао Дунь

矛盾, наст. имя Шэнь Янь-бин. 1896, пров. Чжэцзян, — 1981, Пекин. Писатель и обществ. деятель. Получил классич. кит. и совр. образование. Ра­ботал в изд-ве в Шанхае (с 1916). Возглавлял пропагандировавший новую лит-ру журн. «Сяошо юэбао» (1920-1922). Один из основателей Лит. сооб-ва (1921). Участвовал в революции 1924-1927 гг. Выступал как публицист, ли­тературовед, критик, переводчик. Пропагандировал реалистич. лит-ру боль­шого обществ. звучания, популяризовал лучших писателей России и Зап. Ев­ропы, рассказывал о первых шагах советской лит-ры.
 
Первое художеств. произв. Мао Дуня — трилогия «Ши» («Затмение», 1927­1928), созданная под влиянием временного поражения революции. Большин­ство героев трилогии — мятущиеся молодые интеллигенты, к-рые быстро разочаровываются в революции, лишь немногие продолжают борьбу. Трило­гия вызвала не всегда обоснованные возражения у ряда молодых критиков прогрессивного лагеря. Мао Дунь ответил им статьей «От Гулина до Токио» (1928), где изложил свое понимание задач революционной реалистич. лит-ры. В 1928-1930 находился в эмиграции в Японии, где написал два сб. рассказов, по настроениям в основном примыкающие к трилогии, и незавершенный роман «Хун» («Радуга»). Образ молодой учительницы Мэй — одна из первых в кит. лит-ре серьезных попыток проследить путь представительницы интел­лигенции в революцию.
 
Вернувшись из эмиграции, Мао Дунь занял ведущее место в Лиге левых писа­телей Китая (Чжунго цзои цзоцзя ляньмэн). Роман «Цзые» («Перед рассветом», 1933) стал одним из гл. завоеваний новейшей кит. лит-ры, первым образцом социальной эпопеи. В нем отражены широкая картина жизни кит. города и отчасти деревни в нач. 30-х, экономич. и политич. кризис, забастовки и крестьянские выступления. В центре романа — шанхайский капиталист У Сунь-фу, смелый, энергичный, безжалостный, он ведет отчаянную борьбу с компрадорским капиталом, одновременно подавляя движение рабочих на своих предприятиях. Новаторским для кит. лит-ры стало изображение массо­вой борьбы рабочих; в образах же руководителей стачки он акцентировал черты «левого уклонизма». Внутр. мир людей, изображенных с психологич. достоверностью, дан в неразрывной связи с их профессиональной и обществ. деятельностью.
 
Состоящая из трех больших рассказов «Нунцунь саньбуцюй» («Деревенская трилогия», 1932-1934) показывает, как под влиянием экономич. кризиса крестьяне от фаталистич. покорности переходят к вооруженной борьбе. Разорение мелких торговцев, страдающих от поборов гоминьдановцев и от обнищания масс, составляет тему повести «Линьцзя пуцзы» («Лавка Линя», 1932). Типична фигура героя — предприимчивого и доброго человека, но да­лекого от политики, неспособного к сопротивлению.
 
В годы Войны сопротивления Японии (1937-1945) Мао Дунь, наряду с творч. работой, организовывал лит. общественность на патриотич. борьбу, редактировал журн. «Вэньи чжэньди» («Позиции литературы и искусства»). Много внимания уделял художеств.-документальной повести, для к-рой характерны прямая связь с большими событиями в жизни страны, элементы автобиографичности, минимальная роль художеств. вымысла. В 1941 в Гонконге Мао Дунь выпустил роман «Фуши» («Распад»), написанный в форме дневника молодой женщины, ставшей сотрудницей гоминьдановской тайной полиции. Роман обличал чанкайшистскую систему сыска, террор против патриотов. В 1945 он написал драму «Цинмин цянь-хоу» («В дни поминок»), посвященную перспективам борьбы за обновление Китая в свете приближавшегося конца войны.
 
После победы над Японией Мао Дунь участвовал в демократич. движении, переводил зарубежную лит-ру («Сын полка» В. Катаева, «Народ бессмертен» В. Гроссмана и др. произв.). В 1946-1947 совершил поездку по СССР, результатом к-рой явилась кн. «Сулянь цзянь-вэнь лу» («Виденное и слы­шанное в СССР»). Вел многостороннюю обществ.-политич. деятельность. В 1949-1964 он — зам. пред. ВАРЛИ, пред. СКП. В 1949-1964 занимал пост министра культуры КНР. Опубликовал многочисленные лит.-критич. и пуб- лицистич. статьи, доклады, частично собранные в кн. «Е ду оу цзи» («Ноч­ные заметки», 1958), «Гучуй цзи» («Воодушевление», 1959), и др. После дли­тельного молчания, вызванного «культурной революцией», опубликовал 2 тома воспоминаний «Во цзоуго ды даолу» («Путь, мною пройденный», 1981).
 
Источники:
Мао Дунь. Во цзоуго ды даолу (Путь, мною пройденный): В 2 т. Пе­кин, 1981; Мао Дунь цюаньцзи (Полн. собр. соч. Мао Дуня): В 16 т. Пекин, 1984-1988; Мао Дунь. Колебания: Роман / Пер. С. Сина; Под ред. Б.А. Васильева, В.Г. Рудмана; предисл. Б.А. Васильева. М., 1935; он же. Перед рассветом: Роман / Пер. Хо Фу, В. Рудмана. Л., 1937; он же. Лавка Линя: Рассказы / Пер. В.Г. Рудмана. М., 1955; он же. Со­чинения: В 3 т. / Сост., вступ. ст. и общ. ред. Н.Т. Федоренко. М., 1956; он же. Радуга: Роман / Пер. Б. Лисицы, Б. Мудрова. Петрозаводск, 1959; он же. Распад: Роман / Пер. С. Иванько; Предисл. В. Сорокина. М., 1968; он же. Избранное / Сост. и вступ. ст. В. Сорокина. Л., 1990.
 
Литература:
Кунин В.В. Мао Дунь: Библиографический указатель. М., 1958; Лиси­ца Б.Я. Творческий путь Мао Дуня // Писатели стран народной де­мократии. Вып. 3. М., 1959, с. 5-71; Сорокин В.Ф. Творческий путь Мао Дуня. М., 1962; он же. Эволюция эстетических взглядов Мао Дуня // ИМ. ИТТ. 1997, вып. 2, с. 141-147; Федоренко Н.Т. Мао Дунь. М., 1956; Е Цзы-мин. Лунь Мао Дунь сыши нянь ды вэньсюэ даолу (40 лет лит. деятельности Мао Дуня). Шанхай, 1959; Ян Ян. Чжуаньчжэ шицидэ вэньсюэ сысян: Мао Дунь цзаоци вэньсюэ сысян яньцзю (Мао Дунь о китайской литературе и искусстве). Шанхай, 1996; Chen Yu-shih. Realism and Аllegory in the Early Fiction of Mao Tun. Indiana, 1986.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 355-356.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.