Синология.Ру

Тематический раздел


Ма Чжи-юань

馬致遠. Ма Чжи-юаньМа Чжи-юань1250?, Даду (совр. Пекин) — 1324. Драматург и поэт. Один из виднейших представителей драматич. жанра цзацзюй эпохи Юань. Был чи­новником, затем вел уединенную жизнь. Входил в объединение драматургов «Юаньчжэнь». Из 15 его пьес, известным по названиям, сохранилось 7. Ма Чжи-юань отразил настроения пассивного протеста против монг. ига, скорбь о славном прошлом, стремление к уходу от мира, свойственное значительной части кит. интеллигенции, утратившей некогда высокое положение в гос-ве. Большая часть пьес Ма Чжи-юаня пронизана даос. неприятием действитель­ности и основана на легендах о даос. святых: «Жэнь фэнцзы» («Бешеный Жэнь»), «Юэян лоу» («Юэянская башня») и др. В них рассказывается о том, как святые, подвергая людей подчас жестоким испытаниям, обращают их на путь веры. Пьеса «Цзяньфу бэй» («Стела из храма Цзяньфу») повествует о зло­ключениях талантливого ученого и выражает недовольство преследованиями интеллигенции, хотя финал традиционно благополучный.
 
Вершина тв-ва Ма Чжи-юаня — лирич. трагедия «Хань гун цю» («Осень в Ханьском дворце») на поэтически обработанный сюжет из древней исто­рии Китая. Пронизанная глубоким гуманизмом, пьеса повествует о запозда­лой любви императора к наложнице Ван Чжао-цзюнь, их разлуке и само­убийстве красавицы в чужом краю. Она пронизана патриотич. гневом про­тив царедворцев, повинных в слабости страны, клеймит подлость и измену, славит чистоту и верность. Образ Ван Чжао-цзюнь, погибшей, чтоб не до­статься вождю кочевников, в годину монг. нашествия звучал как вызов за­воевателям.
 
Стихотворный язык арий в пьесах Ма Чжи-юаня отличается изяществом и воз­вышенностью, разговорный элемент в них невелик. Ма также крупный мас­тер песенного жанра саньцюй; многие из его 120 стихотворений, дошедших до нас, отмечены искренностью чувства.
 
Источники:
Ма Чжи-юань. Осенние думы / Пер. А. Тер-Григоряна; Шоуянская песенка / Пер. А. Старостина // Антология китайской поэзии. Т. 3. М., 1957, с. 109-112; он же. Сон отгоняет крик одинокого гуся осенней порою в Ханьском дворце / Пер. Е. Серебрякова (стихи в пер. М. Се­ребряковой) // Юаньская драма. М.-Л., 1966, с. 231-270; он же. Осень в Ханьском дворце / Пер. стихов Е. Витковского, пер. прозы Е. Сереб­рякова // Классическая драма Востока. М., 1976, с. 308-346.
 
Литература:
Сереб­ряков Е.А. О пьесе юаньского драматурга Ма Чжи-юаня «Осень в Ханьском дворце» // Филология стран Востока. Л., 1963, с. 110-125.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 358.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.