Синология.Ру

Тематический раздел


Ма Инь-чу

馬寅初. 1882, уезд Шэнсянь округа Шаосин пров. Чжэцзян, – 1982, Пекин. Крупный экономист, видный общественный и государственный деятель, завоевавший известность в первую очередь «новой теорией народонаселения» (синь жэнькоу лунь 新人口论), изложенной в ряде статей, докладов и интервью 1957–1959. На фоне аналогичных концепций «лимитизма» (цзечжичжуи 节制主义), к которым в Китае относят взгляды выдающихся социологов XX в. – сторонников ограничения роста населения (Чэнь Чан-хэн, Чэнь Да, У Цзин-чао, Фэй Сяо-тун), «новая теория народонаселения» явилась наиболее цельной и законченной, став в свое время кульминацией развития китайской демографической мысли.
 
Высшее образование Ма Инь-чу получил в Йельском ун-те, затем стажировался в Колумбийском ун-те (США), где в 1914 получил степень доктора экономики. По возвращении на родину в 1915 стал профессором экономики Пекинского университета, занялся преподавательской и научной деятельностью (мировая экономика, экономика Китая). В 1919 избран проректором университета по учебной работе. Совместно с Цай Юань-пэем разрабатывал новую педагогику, основанную на достижениях как западной, так и китайской науки.
 
Его дальнейшую творческую жизнь и деятельность можно разделить на три этапа. Первый (1920–1939) – критического осмысления западных теорий и экономической политики правительства Гоминьдана. Основные работы этого периода: «Математические методы подсчета населения» («Цзисуань жэнькоу шусюэ» 计算人口数学,1920) – исследование «двух прогрессий» Мальтуса; «Новая экономическая политика в современную эпоху» («Сяньдай чжи синь цзинцзи чжэнцэ» 现代之新经济政策,1928) – исследование ограничения рождаемости, миграций, образования, возвышения потребностей; «Положение в мировой экономике и ее влияние на Китай» («Шицзе цзинцзи даши юй Чжунго сошоу чжи инсян» 世界经济大势与中国所受之影响,1932) – исследование связи демографического и экономического развития в мире на основе теории Мальтуса. В статье «Экономика деревни и ее связь с идеалами семьи» («Нунцунь цзинцзи юй цзятин гуаньнянь чжи гуаньси» 农村经济与家庭观念之关系,1932) Ма Инь-чу также соглашался с мальтусовской постановкой вопроса о «позитивных препятствиях» росту населения, но в 1937 выступил против фашистских теорий «жизненного пространства», многочисленности населения как фактора, провоцирующего войны. В других трудах он рассматривал необходимость стабилизации национальной валюты и способы обуздания инфляции («Новая теория валютного обращения» – «Тун хо синь лунь» 通货新论).         
 
В 1930-е Ма Инь-чу однозначно полагал, что без решения демографической проблемы невозможно спасти китайскую деревню от коллапса, но впоследствии признал многие свои концепции этого периода ошибочными.
 
На втором этапе (1940–1949) он воспринял современные теории народонаселения и идеологию новодемократической революции, осудив политику империализма и феодальные отношения в Китае. В декабре 1940 был арестован по приказу Чан Кайши за выступления против режима Гоминьдана. Несколько лет провел в тюрьме и концлагере, что, впрочем, не сильно помешало его научной деятельности. В «Очерке экономической науки» («Цзинцзи-сюэ гайлунь» 经济学概论,1943) подверг критике мальтузианский пессимизм и выдвинул идею оптимума населения, в 1945 выступил за «экономику благосостояния» (фули цзинцзи 福利经济) в послевоенном Китае, в статье 1946 «Мое мировоззрение» («Воды жэншэнгуань» 我的人生观) прямо отверг однопартийную диктатуру Гоминьдана, продолжив пропагандировать «прогрессивную, рациональную, демократическую» науку как основное средство преобразования природы.
 
На третьем этапе (1949–1960) Ма Инь-чу изучал марксизм, занимал ряд ответственных постов: заместителя председателя правительственного комитета по финансовой политике и экономике (председатель – Чэнь Юнь), ректора Пекинского и Чжэцзянского университетов, избирался членом Постоянного Комитета ВСНП и в этом качестве в 1954–55 инспектировал провинцию Чжэцзян, после чего писал: «Такие темпы роста населения (2 %, т.е. 12–13 млн. в год) вызовут разрушительные последствия... Если производство не будет поспевать за ростом населения, мы никогда не станем богатой и сильной страной». Ма Инь-чу хотел изложить свои выводы на 2-й сессии ВСНП в 1955, но его доклад, расходившийся с официальными установками, вызвал разноречивые отклики при обсуждении на уровне провинции, и он счел выступление преждевременным. С середины 1956 в КНР началась первая общегосударственная кампания планирования рождаемости, затем был провозглашен курс «пусть соперничают все ученые», вследствие чего весной 1957 развернулась широкая дискуссия по проблемам народонаселения. В результате у Ма Инь-чу вновь появилась возможность изложить свои взгляды. 25 и 27 апреля он дважды выступал в Пекине с публичной лекцией «Народонаселение Китая и его связь с развитием производительных сил», а 3 июля официально изложил на 4-й сессии ВСНП «новую теорию народонаселения». Его доклад под этим названием 5 июля 1957 был опубликован в официозе «Жэньминь жибао» и вызвал бурные дебаты.
 
«Новая теория народонаселения» носит не столько общесоциологический, сколько экономический характер, поскольку в основном касается противоречия между потреблением и накоплением, способов повышения жизненного уровня народа и производительности труда. Главные из них – два: 1) в материальном производстве – накопление капитала посредством преимущественного развития легкой промышленности, обеспечивающей наиболее быстрое возмещение затраченных средств, для чего в сельском хозяйстве приоритет должен быть отдан техническим культурам; 2) в «человеческом производстве» – ограничение количества и повышение качества населения, для чего требуются две группы мероприятий. Первая – скорейшее проведение следующей переписи населения, налаживание «статистики человеческой жизни» и включение показателей прироста населения в пятилетние планы развития экономики. Вторая – всесторонняя идеологическая борьба против феодальной идеологии, ориентирующей семью на многодетность; повышение брачного возраста до 23 лет для женщин и 25 – для мужчин; распространение современных средств контрацепции (но недопущение абортов). Если этого недостаточно, прибегнуть к прочим административным мерам и даже материальному стимулированию по принципу «премия за второго, прогрессивный налог на третьего и последующих детей». Практически все эти предложения были в той или иной мере реализованы в КНР к концу XX в.
 
«Противоречия прошлого были классовыми, современные – в основном производственные», – дополнял Ма Инь-чу перечень «противоречий внутри народа» Мао Цзэ-дуна. Одно из главных в переходный период – противоречие между многочисленностью населения и малым количеством капитала. Противники обрушивали огонь критики в первую очередь на этот тезис Ма Инь-чу, не без оснований усматривая в нем открытое размежевание с маоистской концепцией «классовой борьбы пролетариата с буржуазией вплоть до построения социализма».
 
В феврале 1958 он опубликовал сборник статей «Мои экономические теории, философские взгляды и политическая платформа» («Воды цзинцзи лилунь, чжэсюэ сысян хэ чжэнчжи личан» 我的经济理论哲学 思想和政治立场), где обосновал теорию экономического равновесия и всеобщий закон пропорционального развития. Его основной теоретический постулат о циклическом характере развития общества гласил, что все в мире совершает круговращение, подобно волчку (туаньтуань чжуань 团团转), и развивается по восходящей, подобно спирали (лосюаньши шаншэн 螺旋式上升 ). Это в корне противоречило теории «большого скачка» в коммунизм, официально принятой в мае 1958 на 2-й сессии УШ съезда КПК. В центральной печати развернулась кампания критики Ма Инь-чу, постепенно переросшая в настоящую травлю «стопроцентного мальтузианца» и «ставленника феодальной, буржуазной и империалистической реакции». Число его оппонентов достигло 200. Большинство критических выступлений основывалось на лозунгах «Много людей – хорошо решать дела» и «Две руки прокормят один рот», положенных в основу маоистской экономической стратегии тех лет. Ма Инь-чу умело полемизировал и упорно стоял на своем. Не исключено, что провал политики «большого скачка» способствовал снятию Ма Инь-чу со всех постов 26 марта 1960.
 
Но он остался жив и после провозглашения курса на экономические реформы был в сентябре 1979 полностью реабилитирован, а его «новая теория народонаселения» реанимирована в связи с необходимостью подвести теоретическую базу под новую демографическую политику «однодетной семьи». Ма Инь-чу стал пожизненным почетным ректором Пекинского университета, почетным председателем Всекитайского демографического общества, и к его столетию в Пекине в 1981 был выпущен двухтомник избранных статей по экономике.
 
Автор: Дикарев А.Д.
 
Источники:
Ма Инь-чу. Яньцзян цзи (Сборник лекций). Шанхай, 1924; он же. Чжунхуа иньхан лунь (Теория банков Китая). Шанхай, 1929; он же. Чжунго цзинцзи гайцзао (Преобразования экономики Китая). Шанхай, 1935; он же. Цзинцзи-сюэ гайлунь (Очерк экономической науки). Чунцин, 1943; он же. Чжаньши цзинцзи луньвэнь цзи (Сборник статей об экономике военного времени). Чунцин, 1945; он же. Цайчжэн-сюэ юй Чжунго цайчжэн – лилунь юй сяньши. Шан, ся цэ (Наука о финансах и китайские финансы – теория и практика). Т. 1, 2. Шанхай, 1948; он же. Воды цзинцзи лилунь чжэсюэ сысян хэ чжэнчжи личан (Мои экономические теории, философские идеи и политическая позиция). Пекин, 1958; он же. Синь жэнькоу лунь (Новая теория народонаселения). Пекин, 1979; Ма Инь-чу цзинцзи луньвэнь сюаньцзи. Шан, ся цэ (Избранные стать Ма Инь-чу по экономике). Т. 1, 2. Пекин, 1981; Ма Инь-чу сюаньцзи (Избранное Ма Инь-чу). Тяньцзинь, 1988; Ма Инь-чу цюань цзи (Полное собрание [сочинений] Ма Инь-чу). Т. 1–15. Ханчжоу, 1999–2009; Ма Инь-чу яньцзян юй луньвэнь цзи (Сборник лекций и статей Ма Иньчу). Пекин, 2005; Ма Инь-чу цюань цзи бу бянь (Дополнения к полному собранию [сочинений] Ма Инь-чу). Шанхай, 2007; Ма Инь-чу. О комплексном балансировании народного хозяйства и действии закона планомерного, пропорционального развития в условиях Китайской Народной Республики // Проблемы развития экономики Китайской Народной Республики. М., 1958, с. 3–45; он же. Еще раз о комплексном балансировании народного хозяйства и о действии закона планомерного, пропорционального развития в условиях Китайской Народной Республики // Там же, с. 46–87.
 
Литература:
Дикарев А.Д. Ма Иньчу и интерпретация его «Новой теории народонаселения» в КНР // XIII НК ОГК. Ч. 3. М., 1982, с. 231–238; он же. Фактор народонаселения в теоретической мысли и политической практике современного Китая. Канд. дис. М., 1984; Ма Инь-чу ды гуши (Истории Ма Инь-чу) / Ред. Ма Юй-тин. Ханчжоу, 2006; Пин Ма Инь-чу чжу «Воды цзинцзи лилунь чжэсюэ сысян хэ чжэнчжи личан» луньвэнь цзи (Сборник статей с критикой работы Ма Инь-чу «Мои экономические теории, философские идеи и политическая позиция»). Пекин, 1958; Чжу Чжэн-чжи. Ма Инь-чу чжуань (Биография Ма Инь-чу). Пекин, 1986.
 
Сост. библ.: Борох О.Н.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 744-747.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.