Синология.Ру

Тематический раздел


Ма И-фу

馬一浮 (1883–1967) – философ. С 1903 изучал историю зап. лит-ры в США, с 1907 — историю зап. философии в Японии. В 1938 преподавал в Чжэцзянском ун-те, с 1939 — в академии Фусин в Сычуани. В 1953 возглавил в пров. Чжэцзян литературно-историч. палату (вэньшигуань). Сочинения Ма И-фу объединены в сб-ки «Тайхэ хуй юй» («Собрание речей из Тайхэ»), «Ишань хуй юй» («Собрание речей из Ишаня»), «Фусин шуюань цзян лу» («Записи лекций из академии Фусин», вып. 1–9).
 
Стремился сохранять классич. стиль и форму философствования. В творчестве Ма И-фу отсутствуют тенденции к модернизации конфуцианства за счет усвоения зап. мысли, поэтому он не м.б. отнесен в полной мере к новому конфуцианству. Взгляды Ма И-фу близки неоконфуцианским школам ли сюэ и синь сюэ (см. Неоконфуцианство). Считал, что «неявленность» «пневмы» (ци [1]) не есть «небытие» (у [1], см. Ю–у), но представляет собой «чистый принцип» — ли [1]. Выступал против дуализма ли [1] и ци [1], т.к. они «восходят к одному источнику» и в реальном бытии неразделимы. Если человеч. органы — это «орудия» (ци [2]), их действия суть «пневма»-ци [1], то принципы этих действий — ли [1]. В трактовке соотношения «основы» — ти [1] и «функции» — юн [2] (см. Ти–юн) близок Сюн Ши-ли (также испытал влияние буддийской традиции). Хотя в логич. аспекте первично ти [1], а юн [2] им порождается, в реальности они «недвойственны» и не существуют помимо друг друга. Обратное движение идет в рамках «отражения» юн [2] с одновременным возвращением к ти [1].
 
Полагал, что в универсальном смысле древние «Шесть канонов» («Лю цзин») образуют «шесть искусств» (лю и), охватывающих всю (в т.ч. зап.) духовность и естественно проистекающих из человеч. природы. Учения «Чжоу и» о «переменах» (и [4]) и доктрина «Чунь цю» соответствуют модусу «истины»; «стихи» (ши ([6]) и «писания» (шу [4]) как духовное выражение «Ши цзина» и «Шу цзина» дают модус «добра», а «ритуал» (ли [2]) и «музыка» (юэ [1]) «Ли цзи» и «Юэ цзина» — модус «красоты». Считал «принцип» ли [1] тождественным «духу» («сердцу») синь [1].
 
Известный современный конфуцианец Сюй Фу-гуань считал Ма И-фу одним из четырех великих конфуцианцев наших дней наряду с Лян Шу-мином, Сюн Ши-ли и Чжан Цзюн-маем.
 
Источники:
Ма И-фу цзи (Собрание [соч.] Ма И-фу). Кн. 1 - 3. Ханчжоу, 1998.
 
Литература:
Хэ Линь. У ши нянь лай дэ чжунго чжэсюэ (Китайская философия за 50 лет). Шэньян, 1989; Чэнь Лай. Ма И-фу дэ ли ци ти юн лунь (Учение Ма И-фу о «принципе», «пневме», «основе» и «функции») // Чжэсюэ яньцзю. 1993, № 2.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 338.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.