Синология.Ру

Тематический раздел


Ма-гу

麻姑 Ма-гуМа-гуКонопляная дева. В поздней китайской народной мифологии бессмертная фея, помогающая людям. По преданию, Ма-гу появилась на свете в древности (по традиции, во II в. до н. э.). По повелению бессмертного Ван Фан-пина она оказалась в доме некоего Цай Цзина в виде прекрасной восемнадцатилетней девицы, но с длинными ногтями, напоминающими птичьи когти. Цай Цзину тут же пришло в голову, что ими хорошо чесать спину. Узнав об этих мыслях Цай Цзина, Ван Фан-пин послал человека с плеткой, чтоб отхлестать его и разъяснить, что Ма-гу — бессмертная дева. Впоследствии Ма-гу чудесными заклинаниями заставила отступить море и вернула людям значительную часть побережья в пров. Цзянсу, превратив его тут же в тутовый лес. По др. версии, Ма-гу жила в IV в. н.э. (возможно, речь идет о другом ее перерождении) в пров. Аньхой, получившей впоследствии наименование Магушань («гора конопляной девы»), где занималась приготовлением снадобья бессмертия. Живя на горе, Ма-гу изготовила чудесное вино, отведав к-рого, ее слепой отец прозрел. С этой горы Ма-гу поднялась в небо, видимо, на огромной птице. Говорят, что 3-го числа 3 месяца в день рождения Си-ван-му она подносит ей чудесный гриб лин чжи (см. Чжи [17]) и вино.
 
На нар. лубках (нянь хуа) Ма-гу изображалась с символами счастья (летучей мышью) и долголетия — персиком, бабочкой (пожелание дожить до 90 лет), а также с волшебным грибом лин чжи, дарующим бессмертие, и т.п. Такие картины назывались «Ма-гу дарует долголетие». Нередко рядом с Ма-гу рисовали маленького мальчика, в таких случаях Ма-гу выступает в функции феи, дарующей сыновей. В нар. легендах Ма-гу нередко — богиня, спасающая попавших в беду людей. В этом своем качестве ее образ вошел и в корейский фольклор, средневековую повествовательную литературу, где она известна под именем Маго хальми.
 
Литература:
Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 235; Werner E.Т.С. Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 299–300; Dоré H. Recherches sur les superstitions en Chine. Т. 12. Chang-hai, 1918, р. 1118–1124.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 521-522.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.