Синология.Ру

Тематический раздел


Лю сян 2

六相 «шесть видов». Концепция китайской буддийской школы хуаянь, в к-рой была предпринята попытка логич. аргументации условности и относительности противоположностей.
 
Концепция шести видов как признаков бытия первоначально была изложена в соч. Васубандху «Дашабхумика-сутра-шастра» (см. «Ши ди цзин лунь»), но не получила спец. разработки в трудах его непосредств. учеников и последователей. В учение о шести видах она оформилась в соч. адептов хуаянь-цзун. Наиб. полно учение о шести видах было разработано в соч. 3-го патриарха школы Фа-цзана: «Хуа янь цзин и хай бай мэнь» («Сто теорий в море идей „Сутры цветочной гирлянды“»), «Хуа янь и шэн цзяо и фэн ци чжан» («Трактат о различении смысла единой колесницы»), «Хуа янь цзинь ши цзы чжан» («Трактат озолотом льве в хуаянь»), «Хуа янь у цзяо чжан» («Трактат о пяти учениях в хуаянь»).
 
Согласно концепции лю сян, в каждом предмете можно обнаружить шесть видов, или признаков: целое (цзун сян), часть (бе сян), тождество (тун сян), различие (и сян), установление (чэн сян), разрушение (хуай сян). Шесть видов, в свою очередь, делятся на три противоположные пары: часть и целое; тождество и различие; установление и разрушение. Т.о., оказывается, что противоположности условны, а единство абсолютно; все противоположности взаимозависимы и взаимопроницаемы. При этом в отношениях взаимопроникновения и взаимосвязи находятся и все шесть видов: напр., дом одновременно — это вид целого, тождества и установления, а балки — одновременно вид части, различия и разрушения.
 
Литература:
Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь. Новосиб., 1982; он же. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995; Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэ цзун да и. Тайбэй, 1973; Фань Ли-тянь. Хуа янь цзинь ши цзы чжан цзяо ши. Пекин, 1983.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 516.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.