Синология.Ру

Тематический раздел


Лю Гун-цюань

柳公權, прозв. Чэн-сюань 誠懸. 778, Хэдун (совр. уезд Юнцзи, пров. Шаньси), — 865. Каллиграф, высокопоставленный сановник периода правления дин. Тан (618–907).
 
Выходец из древней ученой семьи, Лю Гун-цюань в 29 лет получил степень цзинь-ши. Благодаря острому ума и умению правильно оценивать ситуации неизменно удерживался на высоких постах в столице. Как каллиграф Лю Гун-цюань специализировался на уставном письме кайшу и был продолжателем стиля Янь Чжэнь-цина 颜真卿. Знатные семьи конкурировали между собой в стремлении заказать прославленному сановнику эпитафии для своих родных. Слава о его таланте достигла Кореи, где каллиграфия танского мастера почиталась эталоном ортодоксального придворного стиля. Традиция приписывает Лю Гун-цюаню крылатую фразу, к-рую он будто бы произнес в ответ на вопрос имп. Му-цзуна (прав. 821–825) о правилах работы кистью: «Коли сердце праведно, то и кисть правильна» (синь чжэн цзэ би чжэн  心正则笔正). Лю Гун-цюань, так же как Янь Чжэнь-цин, считал, что каллиграфия призвана выражать этические достоинства и гражданские добродетели человека; посредством каллиграфии он стремился просвещать и наставлять. Среди созданных им шедевров особо знаменита стела  «Сюань ми та бэй» 玄秘塔碑 («Стела пагоды "Сокровенного"», 841), написанная почерком кайшу. Уставу Лю Гун-цюаня присущи принципиальные отличия от стиля Янь Чжэнь-цина. Каллиграф работает наклонной кистью, поэтому черты имеют заостренные окончания. Его кисть движется то с сильным наклоном — и черты получают дополнительную толщину и «мускулистость» жоу , то почти вертикально — и черты выходят тонкими и «жилистыми» цзинь . Данный прием усиливает живописный эффект каллиграфии, но не уводит в сторону внешней декоративности, т.к. в обоих случаях имеется крепкий «остов» (гу ; см. Гу, цзинь, сюэ, жоу).
 
Источники:
Лю Гун-цюань / Под ред. У Хун-цина. Пекин, 1993; Суй Тан У-дай шуфа (Каллиграфия [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Ван Цзин-сяня. Пекин, 1998; Суй Тан У-дай мучжи (Погребальные эпитафии [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Гуань Да-чжуна. Пекин, 2002.
 
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Сюй Бан-да. Гу шухуа гоянь яолу: Цзинь, Тан, У-дай, Сун шуфа (Исследование древних произведений каллиграфии и живописи [эпох] Суй, Тан, Пяти династий Сун). Чанша, 1987; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии) / Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004; Чжу Гуань-тянь. Тан-дай шуфа (Каллиграфия эпохи Тан). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
 

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 632.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.