Синология.Ру

Тематический раздел


Ло пань и гексаграммы «И цзина»

 
 
Известные до настоящего времени астрономо-астрологические инструменты ло пань (羅盤) состоят из круга, именуемого тянь чи (天池) «Небесным прудом», вокруг которого расположены несколько окружностей, формирующих слои цэн (层). Отдельный слой представляет из себя кольцо, разделенное на секторы с иероглифами или символами гуа. Чаще всего от 8 до 360 секторов, позволяющих измерять градусы. Несколько слоёв вместе с центральным кругом образуют единый диск. В область тянь чи помещается маленький компас и при применении этого инструмента показания стрелки компаса взаимосвязаны с символами на рассматриваемых дисках.
 
Рис. 1. Ло паньРис. 1. Ло паньСлои нумеруются, начиная с «Небесного пруда» и далее от центра к периферии, при этом каждый из них имеет собственное название. В рассматриваемом варианте (см. Рис. 1), ло пань имеет центральный круг и пять колец или слоёв. Внутренний слой с символами восьми триграмм в «прежденебесном» порядке (сянь тянь ба гуа); второй слой – «24 горы» (ши сы шань); третий слой – гексаграммы и числа (гуа син шу); четвертый слой – восемь дворцов (ба гун) и наружный слой, в котором расположены гексаграммы с числами (гуа син шу). Сопровождающий текст [6, с. 127] поясняет процесс формирования гексаграмм из составляющих их триграмм, а также последовательность считывания гексаграмм в третьем и внешнем слоях. Эти слои кратко называться «внутренний диск» нэй пань и «внешний диск» вай пань
 
«Во внешнем диске применяются 8 гуа в „прежденебесном“ порядке: Цянь 1, Дуй 2, Ли 3, Чжэнь 4, Сюнь 5, Кань 6, Гэнь 7, Кунь 8. Каждая из восьми гуа становиться нижней триграммой дворца, а верхние триграммы добавляться в той же последовательности. Гексаграммы считываются из центра у (午) через 乾 Цянь („Творчество“), вращая влево до центра цзы (子), получаем 32 гуа. Далее, от центра у (午) через 姤 Гоу („Переченье“), вращая вправо до центра цзы (子), получаем еще 32 гуа. Так образуется верхний ряд 64-х гексаграмм.
 
Внутренний диск имеет собственную последовательность триграмм: Кунь, Гэнь, Кань, Сюнь, Чжэнь, Ли, Дуй, Цянь. Каждая из восьми гуа становиться верхней триграммой дворца, а нижние триграммы добавляться  в той же последовательности. Гексаграммы считываются от центра у (午) через 坤 Кунь („Исполнение“), вращая влево до центра цзы (子), получаем 32 гуа. От центра у (午) через 豫 Юй („Вольность“), вращая вправо до центра цзы (子), получаем еще 32 гуа. Так образуется нижний ряд 64-х гексаграмм».
 
На внешней окружности отсутствует деление на градусы, но положение каждой из гексаграмм в угловой мере указано в поясняющих таблицах [6, с. 127–131]. При этом подчеркивается, что гексаграммы формируются из двух триграмм, а числовое значение триграмм указано по Ло шу: Цянь 9, Дуй 4, Ли 3, Чжэнь 8, Сюнь 2, Кань 7, Гэнь 6, Кунь 1. Число равновесия Ло шу равно десяти. В таблицах наглядно представлено как внешний и внутренний диски уравновешены числом 10.
 
Рассматривая полученные ряды гексаграмм, следует отметить, что верхний ряд представляет собой последовательность Фу-си, а расположение гуа во внешнем диске соответствует схеме данного порядка в виде круга (юань ту фан вэй). Нижний ряд гексаграмм, а также и их пространственное расположение заслуживают особого внимания. Во внутреннем диске применяться последовательность триграмм противоположных, по принципу дуй, триграммам «прежденебесного» порядка: КуньЦянь, ГэньДуй, КаньЛи, СюньЧжэнь, ЛиКань, ДуйГэнь, ЦяньКунь. Принцип составления гексаграмм напоминает «прежденебесный» тем, что основой для формирования 8 гексаграмм служит одна триграмма. В данном случае верхняя, а в последовательности Фу-си – нижняя триграмма.
 
Если гексаграммы на внутреннем диске соответствуют схеме кругового расположения, то интересно представить схему этого порядка в виде квадрата (фан ту фан вэй). В связи с типологической схожестью с порядком Фу-си, особенности которого подробно рассматривались А.И. Кобзевым [5, с. 52–71], построение начинается с северо-западного (нижнего правого) угла квадрата. Гексаграммы расставляются справа налево до завершения ряда из 8 гуа. При этом общий вектор построения схемы направлен с северо-запада на юго-восток (верхний левый угол квадрата).
 
Рис. 2 Схема порядка гексаграмм в виде квадрата (фан ту фан вэй)Рис. 2 Схема порядка гексаграмм в виде квадрата (фан ту фан вэй)На нижеследующем рисунке гуа считанные с внутреннего диска и расположенные в виде квадрата представлены как схема пространственно ориентированного порядка их расположения. Возможно, существует порядок гексаграмм, начинающиеся с противоположного направления, но в связи с его отсутствием в доступной литературе, а также моего мнения о том, что выбор северо-запада, как точки начала построения обусловлен схожестью с порядком Фу-си, первая гексаграмма расположена в северо-западном углу схемы (см. Рис. 2. Схема порядка гексаграмм в виде квадрата (фан ту фан вэй)). Кроме того, подобное расположение используется в таблице [6, с. 6], поясняющей формирование 64-х гексаграмм из составляющих их триграмм.
 
Учитывая китайскую научную традицию [4, с. 155], данная последовательность гексаграмм кратко обозначается при помощи первых двух гексаграмм: 坤 Кунь («Исполнение») и 謙 Цянь («Смирение»), а полностью может быть считана из схемы (см. Рис. 2) или с внутреннего диска Ло пань.
 
В рассматриваемой последовательности, 8 гексаграмм имеют идентичные с «прежденебесной» порядковые номера и аналогичное расположение в схеме фан ту фан вэй. Начиная с гексаграммы № 8 泰Тай и далее по диагонали: № 15 損 Сунь, № 22 既濟 Цзи цзи, № 29 益 И, № 36 恒 Хэн, № 43 未濟 Вэй цзи, № 50 咸 Сянь, № 57 否 Пи. Внешнее сходство с порядком Фу си особенно наглядно при расположении гуа в виде квадрата (см. Рис. 2). Если считывать гексаграммы сверху – вниз и слева направо (по столбцам), начиная с №1 乾 Цянь до № 8 泰 Тай и далее, от № 63 履 Ли до № 7 臨 Линь, от № 62 同人 Тун жэнь до № 6 明夷 Мин и, от № 61 无妄 У ван до № 5 剝 Бо, от № 60 姤 Гоу до № 4 升 Шэн, от № 59 訟 Сун до № 3 師 Ши, от № 58 遯 Дунь до № 2 謙 Цянь и от № 57 泰Тай до № 1坤 Кунь, то образуются 64 гексаграммы в «прежденебесной» последовательности.
 
Полученная из «внутреннего диска» последовательность, напоминает мавандуйское [5, с. 52–71] расположение гексаграмм, если обратить внимание на верхние триграммы. В рядах, состоящих из 8 гуа (№ 1–8, № 9–16, № 17–24, № 25–32, № 33–40, № 41–48, № 49–56, № 57–64) все гексаграммы имеют одинаковую верхнюю триграмму.
 
Применяемые в ло пань (см. Рис. 1),числа 64-х гуа возникают в связи с астрономо-астрологическими терминами:
 
11, 22, 33, 44, 66, 77, 88, 99 – 伏宫 фу гун («Скрытые дворцы»);
12, 21, 37, 73, 48, 84, 69, 96 – 绝命 цзюэ мин («Прерывание судьбы»);
13, 31, 27, 72, 49, 94, 68, 86 – 天醫 тянь и («Небесный лекарь»);
14, 41, 28, 82, 39, 93, 67, 76 – 生氣 шэн ци («Порождающая ци»);
16, 61, 29, 92, 38, 83, 74, 47 – 六煞 лю ша («Шесть зол»);
17, 71, 23, 32, 46, 64, 89, 98 – 祸害 хо хай («Причинение вреда»);
18, 81, 24, 42, 36, 63, 79, 97 – 五鬼 у гуй («Пять бесов»);
19, 91, 26, 62, 34, 43, 78, 87 – 延年 янь нянь («Долголетие»).
 
Применение данной терминологии в ло пань связано с определением счастливых и не счастливых направлений [6, с. 7] по системе 八卦遊年舆二十四山(方位)之吉凶 ба гуа ю нань син эр ши сы шань (фан вэй) чжи цзи син («Определение счастливых и не счастливых направлений по 8 триграммам „блуждающих“ лет и 24 горам»). «Основания 24-х гор обращены в 24 направления. С древних времен, северную сторону (子) помещают внизу, южную (午) вверху, восточную обозначают знаком мао (卯), западную – ю (酉), северо-восточную  – Гэнь (艮), юго-восточную – Сюнь (巽), юго-западную – Кунь (坤), северо-западную – Цянь (乾)». Все 24 направления представлены во втором слое ло пань (см. Рис. 1). «24 горы распределяться по 8 триграммам. Кань содержит знаки трех направлений (жэнь 壬, цзы 子, гуй 癸), Гэнь – (чоу 丑, Гэнь 艮, инь 寅), Чжэнь – (цзя 甲, мао 卯, и乙), Сюнь – (чэнь辰, Сюнь巽, сы巳), Ли – (бин 丙, у午, дин丁), Кунь (вэй 未, Кунь 坤, шэнь 申), Дуй – (гэн 庚, ю 酉, синь辛) и Цянь – (сюй 戌, Цянь 乾, хай 亥)».
 
В пространстве выделяются четыре благоприятные (сы цзи фан 四吉方) и четыре неблагоприятные стороны (сы син фан 四凶方). 4 благоприятных или счастливых стороны: фу гун («Скрытые дворцы»); тянь и («Небесный лекарь»); шэн ци («Порождающая ци») и янь нянь («Долголетие»). 4 неблагоприятных или несчастливых стороны: цзюэ мин («Прерывание судьбы»); лю ша («Шесть зол»); хо хай («Причинение вреда») и у гуй («Пять бесов»). При использовании схем 24-х гор [6, с. 10–39] мы можем увидеть насколько благоприятно или неблагоприятно каждое из направлений.
 
Гексаграммы, взаимосвязанные с каждым их направлений, имеют идентичные числовые значения на внешнем и внутреннем дисках. Принадлежность гексаграммы к одному из восьми множеств (по 8 гуа в каждом), обозначенному общим термином, определяет ее индивидуальное значение в той или иной ситуации. Согласно с этими восьмеричными наборами гексаграмм вся совокупность 64-х гуа рассматривается далее в связи с созвездием Бэй доу «Северный ковш» (т.е. «Большая медведица»).
 
В традиционной китайской астрономии [1, c. 114] 7 звёзд Ковша вместе с еще двумя звёздами обозначены термином Бэй доу цзю син («Девять звёзд созвездия Бэй доу»). Две звезды, дополняющих конфигурацию Северного ковша – это  右弼 Ю би «Правый помощник» и 左辅 Цзо фу «Левый помощник». Они расположены по обе стороны от звезды 开阳 Кай ян, имеющей еще одно более древнее название 武曲 У цюй. Как отмечает К.И. Голыгина, «в календарных и гадательных книгах 7 звёзд Бэй доу известны под многими именами, которые меняются в зависимости от контекста» [1, c. 119].
 
В тексте Мастера (Да ши 大師) Линь Гочжу 林國柱 [6, c. 133–138] представлена конфигурация из 8 звёзд (6 из 7 звёзд Ковша вместе с Ю би и Цзо фу), при этом, звезды ассоциированы с гексаграммами. Здесь они встречаться под именами: 贪狼 Тань лан «Свирепый волк» (Дубхэ, α Б. Медведицы), 巨門 Цзюй мэнь «Огромные ворота» (Мерак,βБ. Медведицы), 禄存 Лу цунь «Награждение живых» (Фекде, γБ. Медведицы), 文曲 Вэнь цюй «Гармонизирующая музыка» (Мегрец, δБ. Медведицы), 武曲 У цюй «Военная песня» (Мицар, ζ Б. Медведицы), 破军 По цзюнь «Потерпевший поражение военачальник» (Бенетнаш (Алкаид), ηБ. Медведицы).
 
Гексаграммы, рассматривавшиеся в связи с вай пань и нэй пань, обозначены здесь числами из Ло шу. Далее будем использовать их нумерацию по Ло шу и числа 1 (一), 2 (二), 3 (三), 4 (四), 6 (六), 7 (七), 8 (八) и 9 (九). Число 5 – не используется при описании восьмеричных наборов гексаграмм, а соответствующая ему (пятая по счету玉衡 Юй хэн «Яшмовое мерило») звезда, не входит в данную конфигурацию.
 
«Отцовские» или «северные» гексаграммы 父卦 (北卦)фу гуа (бэй гуа), это 8 «чистых» (состоявших из одинаковых триграмм) гуа, упомянутых ранее в связи с термином фу гун («Скрытые дворцы»).
 
Цянь  – 9       坤 Кунь  – 1    9 + 1 = 10
Дуй  – 4         艮 Гэнь  – 6     4 + 6 = 10
Ли  – 3           坎 Кань  – 7    3 + 7 = 10
Чжэнь  – 8     巽 Сюнь  – 2    8 + 2 = 10
 
Далее приводиться цитата из Шо гуа чжуань («Комментария поясняющего восемь триграмм») глава 2-я.
 
«Небо и земля определяют позиции;
Горы и водоёмы проницаемы для ци;
Вода и огонь не задевают друг друга;
Гром и ветер взаимно сближаются».
 
По-моему, эта цитата в данном контексте поясняет формирование ряда гексаграмм (см. Табл. 1) и если продолжить [3, с. 114] далее:
 
«Числа идут в естественной последовательности,
Узнаются в обратном порядке».
 
<strong>Рис. 3.</strong> Тань лан – первая звезда и 8 гексаграммРис. 3. Тань лан – первая звезда и 8 гексаграммВ рассматриваемом [6, с. 133] тексте: «Геоманты в прошлые времена применяли – Цянь, Дуй, Ли, Чжэнь, Сюнь, Кань, Гэнь и Кунь для каждого обращения, для Тань лан, северных гуа, отца и Неба» (см. Рис. 3. Тань лан – первая звезда и 8 гексаграмм.).

«Материнские» или «южные» гексаграммы 母卦 (南卦) му гуа (нань гуа), это 8 гексаграмм, упомянутых ранее в связи с термином янь нянь («Долголетие»).

Пи  – 9               泰 Тай   – 1            9 + 1 = 10
Сянь – 4            損 Сунь  – 6            4 + 6 = 10
未濟 Вэй цзи  – 3    既濟 Цзи цзи  – 7    3 + 7 = 10
Хэн  – 8             益 И  – 2                 8 + 2 = 10
 
Рис. 4. Ю би – девятая звезда и 8 гексаграммРис. 4. Ю би – девятая звезда и 8 гексаграммЭти пары гексаграмм кратко характеризуются, вероятно, в связи с противоположностями по принципам дуй  и цо [5, с. 61 – 70]. Из четырех перечисленных, только одна пара гуаПи и Тай соответствует стандартной форме Пи Тай фань лэй из Цза гуа чжуань: «Пи и Тай – возвращение [вещей] к своим родам» [2, с. 271]. Другие три пары не совпадают с «комментарием смешанных гексаграмм».
 
«Сунь и Сянь – проявляют суть». Противоположность Вэй цзи и Цзи цзи здесь не объясняется, они просто перечисляться друг за другом (未濟既濟). «Хэн и И  – задумываются или замышляют».
 
«Геоманты в прошлые времена принимали – Пи, Сянь, Вэй цзи, Хэн, И, Цзи цзи, Сунь и Тай для девятого чередования, для Ю би, южных гуа, матери и Земли» [6, с. 134] (см. Рис. 4. Ю би – девятая звезда и 8 гексаграмм).
 
Цзян дун гуа 江東卦 «Гуа [расположенные] к востоку от реки», это 24 гексаграммы, формирующиеся путем изменений трех черт «отцовских» гексаграмм на противоположные линии/черты производных гексаграмм (бянь гуа). При этом, изменяющиеся линии/черты, занимающие определенную позицию в гексаграммах, обозначаться термином – 爻 яо.
 
«Начальное яобянь превращается в Цзо фу „Левого помощника“. Становиться небесным началом – 天元 тянь юань.
Яо 2 – бянь превращается в По цзюнь „Потерпевшего поражение военачальника“. Становиться человеческим началом – 人元 жэнь юань.
Яо 3 – бянь превращается в У цюй „Военную песню“. Становиться началом земли – 地元 ди юань» [6, с. 135] (См. Табл. 1).
 
Табл. 1. Отцовские гексаграммы и формирование 24-х гуа, [расположенных] к востоку от реки.
Отцовские гексаграммы и формирование 24-х гуа, [расположенных] к востоку от рекиОтцовские гексаграммы и формирование 24-х гуа, [расположенных] к востоку от реки 
 
Три схемы [6, с. 135–136] – Цзо фу – восьмая звезда и 8 гексаграмм, По цзюнь – седьмая звезда и 8 гексаграмм и У цюй – шестая звезда и 8 гексаграмм, подобны схемам приведенным выше (см. Рис. 3 и 4). Одна из них – «Тань лан – первая звезда и 8 гексаграмм» имеет непосредственное отношение к гексаграммам, [расположенным] к востоку от реки и вместе с ними представляет совокупность из 32-х гуа (см. Табл. 1). Все схемы имеют центральный круг, с вписанными в него названиями и числами звезд, вокруг которого расположены три кольца, разделенные на 8 секторов. Внутреннее кольцо содержит числа 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9. В среднем кольце имеются иероглифы, представляющие собой имена гексаграмм. Внешнее кольцо несет изображение 8-ми гексаграмм. Таким образом, каждый из восьми секторов, объединяя три кольца, показывает одну из гексаграмм в связи с числом на внутреннем кольце, а вся восьмеричная совокупность гуа ассоциирована с центральным кругом. При этом центральные круги, вместе с окружающими их внутренними кольцами подобны схемам Ло шу [6, с. 3–8], с различными вариантами пространственного расположения чисел.
 
Цзян си гуа 江西卦 «Гуа [расположенные] к западу от реки», это 24 гексаграммы, формирующиеся путем изменений трех черт «материнских» гексаграмм на противоположные линии/черты производных гексаграмм (бянь гуа).
 
«Начальное яобянь превращается в Цзюй мэнь „Огромные ворота“. Становиться небесным началом – 天元 тянь юань.
Яо 2 – бянь превращается в Лу цунь „Награждение живых“. Становиться человеческим началом – 人元 жэнь юань.
Яо 3 – бянь превращается в Вэнь цюй „Гармонизирующую музыку“. Становиться началом земли – 地元 ди юань» [6, с. 137]. (См. Табл. 2)
 
Табл. 2. Материнские гексаграммы и формирование 24-х гуа, [расположенных] к западу от реки.
Материнские гексаграммы и формирование 24-х гуа, [расположенных] к западу от рекиМатеринские гексаграммы и формирование 24-х гуа, [расположенных] к западу от реки 
 
Три схемы [6, с. 137–138] – Цзюй мэнь – вторая звезда и 8 гексаграмм, Лу цунь – третья звезда и 8 гексаграмм, Вэнь цюй – четвёртая звезда и 8 гексаграмм, вместе с Ю Би – девятая звезда и 8 гексаграмм (см. Рис. 3), представляют совокупность из 32-х гуа (см. Табл. 2). Таким образом, все 64 гуа представлены в 8 схемах или двух таблицах. Схемы показывают различные варианты пространственного расположения гексаграмм, а в таблицах в виде рядов представлены их восьмеричные наборы.
 
Литература
1. Голыгина К. И. Звездное небо и "Книга перемен". М., 2003.
2. И цзин («Книга Перемен») / Пер. с кит. А. Лукьянова, Ю. Щуцкого. СПб., 2007.
3. И цзин. «Книга Перемен» и ее канонические коментарии / Пер. с кит. и примеч. В. М. Яковлева. М., 1998.
4. Кобзев А.И. Традиция предсказаний и «Канон перемен» // Духовная культура Китая: Энциклопедия [Т. 2:] Мифология и религия. М. 2007, с. 144 – 167.
5. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1993.
6. Лин Гочжу. И цзин чжэнь-цзю и яо инь ян чжай лунь. (Рассуждения об И цзин, инь-ян домах и чжэнь-цзю терапии). Тайбэй, 1999.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 396-402.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.