Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Чжао-дао

李昭道, один из крупнейших живописцев эпохи Тан (618–907), основоположников жанра пейзажной живописи шань-шуй (хуа) 山水 (畫) («живопись/изображения гор и вод»).
 
Ли Чжао-дао фигурирует в истории кит. живописи вместе со своим отцом Ли Сы-сюнем 李思訓 (657–716). Бывшие родственниками правящего дома (дома Ли) империи Тан, они оба активно участвовали в совр. им полит. жизни страны. Ли Сы-сюнь был заметным действующим лицом событий кон. VII — нач. VIII в., сопровождавшихся уходом с полит. сцены императрицы У-хоу 武后 (624–705) и обострением борьбы за власть после ее смерти; он дослужился (713) до генеральского чина (да-цзянцзюнь 大將軍). С сер. периода правления имп. Сюань-цзуна 玄宗 (713–756) прослеживается офиц. карьера самого Ли Чжао-дао, к-рый занимал администр. посты в центр. ведомствах, в т.ч. должность шэ-жэнь 舍人(придворный чин с различными функциями) в Императорском секретариате (Чжуншу 中書). Впоследствии за отцом и сыном Ли установились прозвания «Большой генерал/полководец Ли» (Да Ли цзянцзюнь 大李將軍) и «Малый генерал/полководец Ли» (Сяо Ли цзянцзюнь 小李將軍).
 
Как художники, Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао традиционно считаются основателями северной школы (бэй-цзун 北宗; см. Нань-бэй-цзун) или придворно-академической школы пейзажа. В совр. искусствоведении она признается одним из двух генеральных направлений кит. пейзажной живописи — бэйфан шань-шуй хуа-пай  北方山水畫派 («северное пейзажное направление»). При этом их тв-во реально подтверждено единств. произведением, к-рое сохранилось в копии XI–XII в., — «Мин-хуан син Шу-го ту» 明皇幸蜀國圖 («[Император] Мин-хуан осчастливил [своим приездом] царство Шу», вар. «Путешествие императора Мин-хуана в Шу», 55,9×81 см, Нац. музей Гугун, Тайбэй). Эта картина, посвященная поездке имп. Сюань-цзуна в Сычуань, обычно приписывается Ли Чжао-дао либо считается совместным творением отца и сына Ли.
 
Сцена запечатлела императорский кортеж среди горных круч Сычуани. Являясь (как это было у Гу Кай-чжи и Чжань Цзы-цяня) фоном худ. повествования, пейзаж здесь не просто занимает большую часть пространства свитка, но и тяготеет к превращению в самоценную «величину». Пестрый императорский кортеж, показанный в виде струящийся тонкой ленты на переднем плане свитка, ничтожно мал в соотношении с элементами горного ландшафта и воспринимается как второстепенная деталь композиции. Миниатюрные размеры не помешали художнику исполнить фигуры людей и лошадей с удивительной реалистичностью и тщательностью, что заметно в передаче нюансов одеяний персонажей и конского убранства, позволяя, напр., разглядеть число косичек в гривах скакунов.
 
К наиб. значительным худ. приметам танского пейзажа на этой картине, относятся, во-первых, монументальная величественность горной панорамы; во-вторых, трактовки гор в виде нагромождения пиков, образованных причудливыми выступами и крутыми склонами, резко вздымающимися над облаками. Умопомрачительный масштаб гор, адекватный космическому размеру самой Вселенной, подчеркнут микроскопичностью деревьев, приютившихся на их вершинах и склонах. И, в-третьих, примечателен сам набор способов изображения ландшафта на плоскости. Несмотря на графичность силуэтов гор, пейзаж отражает стремление к передаче пространственности, намечаемой при помощи дальних планов с силуэтами горных массивов, скрывающихся в облаках, и, главное, за счет высоты горных пиков, панорама к-рых увидена как будто с высоты «птичьего полета». Картина отличается повышенной плотностью композиции и особой декоративностью, обусловленной в основном ее цветовым решением, использующим пронзительные синие и зеленые оттенки красок (на основе кобальта и меди) в сочетании с красными, белыми, черными и желтыми пятнами. Рисунок выполнен уверенными, резкими контурными линиями и насыщенными по цвету размывками; силуэты гор и всадников обведены по контуру золотой краской.
 
Все отмеченные худ. особенности картины Ли Чжао-дао  представляются типологическими приметами кит. пейзажа в том его стилистич. варианте, к-рый зародился в академич. школе и впоследствии обозначался как «сине-зеленый» (цинлюй-шэсэ 青綠設色) или «золото-бирюзовый стиль» (цзиньби-фа 金碧法, «правила/законы золота и бирюзы»). Этот вариант ландшафта находится у истоков «панорамно-монументального» пейзажа (по определению совр. искусствоведов), к-рый занял ведущее место в академич. живописи эпохи Северная Сун (960–1127).
 
Не исключено, что в русле «сине-зеленого стиля» наметился и несколько иной по настроению и трактовке окружающей действительности вариант пейзажа, к-рый справедливо рассматривать в качестве предтечи композиций на тему «любования природы», занявших важнейшее место в станковой живописи XII в. (в тв-ве Ли Тана, Ма Юаня, Ся Гуя). Он представлен в недавно атрибутированной картине Ли Сы-сюня «Цзян фань лоу гэ ту» 江帆樓閣圖 («[Лодки], плывущие по реке [мимо] беседки [с] башней», 101,9×54,7 см., шелк, тушь, краски.  Нац. музей Гугун, Тайбэй). Воспроизводящая павильон с ученым на берегу реки, она выполнена в вертикальном формате, очень редком в танской станковой живописи, и имеет уникальное для того времени диагональное построение композиции. Правую часть свитка занимает изображение скал, густо поросших сосновым лесом, левую — водное, фактически «пустое», пространство, на к-ром намечены три рыбачьи лодки. Необычно и преобладание изображений сосны (а не лиственных деревьев), выполненных к тому же в стилизованной манере. По интенсивности цветовой гаммы и доминированию синих и зеленых тонов эта композиция совпадает с картиной «Путешествие императора Мин-хуана в Шу», но при этом предлагает иное колористическое решение, построенное на контрасте зелени сосен и киноварной яркости, вспыхивающей в красной крыше павильона.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К.Ф. Самосюк. М., 1978; 
 
Литература:
Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972; она же. Искусство Китая, Альбом. М., 1988; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Купер Р., Купер Дж. Шедевры, искусства Китая / Пер. с англ. Минск, 1997; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 2. Пекин, 1986; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 1. Ханчжоу. 1997; Loehr M. The Great Painters of China. Oxf., 1980; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1. L., 1958; Watson W. Art of Dynastic China. N.Y., 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 617-618.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.