Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Цзэ-хоу

李澤厚. 06.1930, г. Чанша пров. Хунань. Специалист по эстетике, историк философии. В 1954 окончил филос. ф-т Пекинского ун-та. Науч. сотрудник Ин-та философии АОН Китая, зам. пред. Всекитайского общества изучения эстетики, чл. комиссии по присуждению степеней по философским наукам при Госсовете КНР. С нач. 80-х гг. активно участвовал в междунар. науч. обмене, в 1983–1988 работал в Висконсинском ун-те (США). После 1989 подвергался критике в китайской печати за причастность к течению «бурж. либерализации».
 
В 50-е гг. придерживался мнения о единстве объективности и социальности прекрасного. Прекрасное материально и существует вне зависимости от индивид. субъекта, но является порождением практич. деятельности «макросубъекта» — человечества — по преобразованию мира природы. В 80-е гг., развивая «практич.» истолкование прекрасного, Ли Цзэ-хоу определял его как единство истины и добра, или единство закономерности и целенаправленности. Человеч. чувство красоты опосредуется социальной практикой, связывающей человека с природой и в то же время дающей ему известную свободу, одной из форм к-рой является прекрасное. Выступая в 50–60-е гг. по проблеме предмета эстетики, Ли Цзэ-хоу определял эстетику как «науку, исследующую закономерности красоты», включая филос. осмысление красоты как объективного и реального, конкр. изучение психологии прекрасного, а также социологии и истории искусства.
 
В сфере истории философии Ли Цзэ-хоу выступает за отказ от таких, с его т.зр., сомнительных шаблонов, как деление мыслителей на противостоящих друг другу материалистов и идеалистов или примитивное толкование гегелевской спирали, подразумевающей превосходство последующих филос. систем над предыдущими. Считая в учении Конфуция стержневой категорией «гуманность» (жэнь [2]), а не «ритуал» (ли [2]), Ли Цзэ-хоу выделяет в понятии «гуманность» четыре стороны — «кровнородств. основу», «психологич. принцип», «гуманизм» и «индивид. человеч. характер», к-рые образуют единое целое, имеющее своим духовным признаком «практич. разум». Касаясь истоков китайской диалектики, Ли Цзэ-хоу возвел их к «военной школе» (бин-цзя), к-рая сформировала традицию трезвого рационального подхода к объекту, быстрого определения двуединства его ключевых качеств, соответствующих бинарной оппозиции инь–ян, и прикладной конкретизации теоретич. принципов. Эта традиция была впоследствии развита Лао-цзы. В неоконфуцианстве X–XVII вв. Ли Цзэ-хоу видит прежде всего не гносеологию или космологию, а «попытку радикальной реконструкции конфуцианской теории человека», выводящей этику на онтологич. уровень. Считает конфуцианское ядро неким инвариантным психокультурным конструктом, присущим вплоть до наст. времени китайскому крестьянину в той же мере, что и интеллигенту. К особенностям современного конфуцианства (см. Новое конфуцианство) относит акцент на восприятии и развитии линии Конфуция — Мэн-цзыЧэн И и Чэн ХаоЧжу СиЛу Цзю-юаняВан Ян-мина, переработку на основе этой традиции зап. идей (наука, демократия) или зап. философии (А. Бергсон, Б. Рассел, И. Кант, М. Хайдеггер) сцелью поиска путей к решению стоящих перед Китаем социальных, политич., культурных и пр. проблем. В качестве осн. фигур совр. конфуцианства, определивших специфику отд. этапов развития этого течения, Ли Цзэ-хоу выделяет Сюн Ши-ли, Лян Шу-мина, Фэн Ю-ланя и Моу Цзун-саня. Вторые роли отводит Цянь My и Сюй Фу-гуаню как историкам, а Чжан Цзюнь-маю и Тан Цзюнь-и — как философам с чрезмерно «запутанными» и не очень самост. системами.
 
Источники:
Ли Цзэ-хоу Чжунго цзиньдай сысян ши лунь (Очерки по истории китайской мысли нового времени). Пекин, 1982; он же. Ли Цзэ-хоу чжэсюэ мэйсюэ вэньсюань (Избранные статьи Ли Цзэ-хоу по философии и эстетике). Чанша, 1985; он же. Чжунго гудай сысян ши лунь (Очерки по истории древнекитайской мысли). Пекин, 1986; он же. Чжунго сяньдай сысян ши лунь (Очерки по истории китайской мысли новейшего времени). Пекин, 1987; он же. Сысян чжэсюэ мэйсюэ жэнь (Мысль, философия, эстетика, человек). Харбин, 1988; он же. Хуася мэйсюэ (Китайская эстетика). Пекин, 1989; он же. Чжунго сысян ши лунь (Очерки по истории китайской мысли). Хэфэй, 1999.
 
Литература:
Ding Zijiang J. Li Zehou: Chinese Aesthetics from a Post-Marxist and Confucian Perspective // Contemporary Chinese Philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N. Bunnin. Malden (Mass.) – Oxford, 2002, p. 246–259.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 309-310.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.