Синология.Ру

Тематический раздел


Лань Ин

藍瑛, Лань Тянь-шу 藍田叔, прозв. Ваньчжуаньа-чжучжэ 萬篆阿主者, Де-даожэнь 蝶道人, Де-соу 蝶叟 (Старец-бабочка), Дунго-лаонун 東郭老農, Дунъюань-десоу 東園蝶叟, Сиху-вайши 西湖外史, Сиху-яньминь 西湖研民, Шань-гун 山公, Шитоу-то 石頭陀 (Каменноголовый обрыв). 1585, г. Цяньтан 錢塘 (на терр. совр. г. Ханчжоу 杭州, пров. Чжэцзян), — 1664/1666? Один из крупнейших живописцев кон. эпохи Мин (1368–1644), ведущий представитель живописной «школы Чжэ» (Чжэ-пай 浙派, «направление Чжэ», «Чжэцзянская школа», от назв. пров. Чжэцзян), основанной Дай Цзинем.

Лань Ин был профессиональным живописцем, работавшим преимущественно в жанре шань-шуй (хуа) 山水(畫) «(живопись/изображения) гор и вод», в русле мастеров академич. школы дин. Сев. Сун (960–1127) и Южн. Сун (1127–1279) и художников дин. Юань (1271–1368). Всего известно ок. 90 его работ. Тв-во Лань Ина отличается стилистич. неоднородностью, уподобляясь в этом качестве иск-ву мн. др. минских художников. Лань Ин. Горы Хуашань в разгар осени. Шелк, тушь, краски.Лань Ин. Горы Хуашань в разгар осени. Шелк, тушь, краски.Произведением, наиб. характерным как для авторской манеры, так и для стиля «школы Чжэ» данного периода, считается свиток «Хуашань цю чжун ту» 黃山秋中圖 («Горы Хуа в разгар осени», 311,2х102,4 см, шелк, тушь, краски, 1652, Шанхайский худ. музей), где представлено поистине невероятное смешение разных по происхождению элементов. Его структура заимствована из северосунского академич. пейзажа; в отношении плотности композиции, детальной проработанности изображений и колористической насыщенности свиток приближается к работам Ван Мэна (1308–1385); а в отдельных фрагментах и приемах письма угадывается стилизация достижений «южной» пейзажной школы (нань-цзун 南宗, в совр. терминологии — «южное пейзажное направление», наньфан-шаньшуй-хуапай 南方山水畫派; см. Нань-бэй-цзун). Однако своеобразие в моделировании и передаче фактуры скал, распределение цветовых пятен и сочетаний туши и краски — черты, позволяющие достигать интересного декоративного эффекта, определили нетривиальность авторского почерка.
 
Влияние северосунского академич. пейзажа, узнаваемое по приглушенным тонам живописи, плотной структуре налагаемых друг на друга пространств. планов, тщательной передаче мельчайших деталей изображения, подробностей фактуры горных форм, построек, стволов и ветвей деревьев, очевидно также в картине «Сун мэн вань цуй ту» 松夢晚翠圖 («Спящие сосны в вечерней бирюзе», вар. «Зеленые холмы», 160x55 см, шелк, тушь, краски, Муниципальный худ. музей, Тяньцзинь). Индивидуальность автора проявляется в оригинальном цветовом решении деревьев на первом плане, кроны к-рых с тонко выписанной листвой выполнены голубой, мерцающей оттенками краской. В др. работах художник, напротив, применяет эскизную манеру письма и прибегает к условным, намеренно примитивным трактовкам элементов ландшафта, пример чему — картина «Бай юнь хун шу ту» 白雲紅樹圖 («Белые облака, красные деревья», 190x48,2 см, бумага, тушь, краски, 1658, музей Гугун, Пекин). Ее композиция, собранная из поросших деревьями осенних скал, привлекает цветовыми контрастами горных форм, выполненных в интенсивных зеленых и синих тонах, подчеркнутых коричневой древесных стволов и пестротой чередующихся белых и красных лиственных крон.
 
Литература:
Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая. Каталог выставки. СПб., 2007;  Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004;  Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 5. Пекин, 1986; Шанхай боугуань цзанпинь цзинхуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004; Cahill J. The Restless Landscape: Chinese Painting of the Late Ming Period. Berk., 1971; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 5–7.  L., 1958; The Shanghai Museum of Art / Ed. by Zhen Zhiyu. N.Y., 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 600-601.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.