Синология.Ру

Тематический раздел


Кун-мяо

孔廟  Кун-мяо в ПекинеКун-мяо в Пекине«святилище [учителя] Куна», Кун-цзы мяо, («святилище учителя Куна), Вэнь мяо, («святилище просвещенности»), Ни фу мяо, («святилище почтенного Ни», от имени Конфуция), Вэнь сюань-ван мяо («святилище Царя, совершенного в просвещенности», от посмертного титула Конфуция). Обозначения святилищ (храмов, кумирен), посвященных Конфуцию, в различные периоды. Изначальным и гл. культовым центром является храмовый ансамбль в г. Цюйфу (пров. Шаньдун) — Цюйфу сань Кун («Три [святыни Учителя] Куна в Цюйфу»), выросший из поминального святилища Конфуцию, основанного в V в. до н.э.
 
кун-мяо подразделяются на гос., семейные и частные святилища. Практика возведения гос. кун-мяо, включая столичные храмы, восходит к V–VI вв. Начиная с эпохи Тан (630 г.) святилища, посвященные Конфуцию, создавались, помимо столиц, при учеб. заведениях во всех провинц. (в различные историч. эпохи на уровне разных административно-террито­риальных единиц — провинция, округ, область, уезд) административных центрах. Таким образом, ритуальные сооружения, содержание и участники литургии уже в VII в. стали противопоставляться обрядности, принятой для семейных культов почитания предков (цзя мяо).
 
Гос. кун-мяо, независимо от их размеров, подчинялись единым планировочным принципам, сходным во многом с архитектурой и убранством других гос. ритуальных соороужений: наличие основного здания, рядом с к-рым располагался ряд служебных помещений (напр., кухня для приготовления жертвенных подношений), алтарь для помещения табличек с именами, иногда художеств. или скульптурных изображений как того, кому посвящен храм, так и других персонажей, культы к-рых зависели от него. Однако храмы Конфуция обладали и собств. спецификой. С XIV–XV вв. моделью для них служила композиция храмового ансамбля в Цюйфу: ориентация гл. входа на юг, наличие осн. здания («Дачэндянь», «Дворец Великого свершения»). Иногда в кун-мяо устраивались спец. крытые терассы для совершения жертвоприношений персонажам суб-пантеона: Четырем Помощникам (Сыпэй), Десяти Мудрецам (Шичжэ) и т.д. Большую часть храмовых ансамблей кун-мяо, сооруженных при учебных заведениях, занимали классные помещения.
 
Наибольшим своеобразием отличается святилище Конфуцию в Пекине. Оно было построено в 1306 (при монг. дин. Юань, 1271–1368) в качестве столичного храма, принадлежащего высшему гос. учебному заведению. Сильно поврежденное во время анти-монг. войны 60-х гг. XIV в., было восстановлено в 1411 г., (при империи Мин, 1368–1644) и с тех пор продолжало служить храмовым комплексом при столичных учебных заведениях (Гоцзы цзянь, «Государственное училище», в XVII — нач. XX в.). На территории этого святилища находится строение с 11 стелами (каменные плиты с надписями), датируемые XIV–XVIII вв. Снаружи от гл. ворот расположены 198 каменных табличек с именами студентов, лучше всех сдавших экзамены на занятие гос. должностей за период с 1313 по 1904. К востоку от святилища, между ним и зданиями, образующими «Государственное училище», стоят 189 каменных плит с выгравированными на них текстами сочинений (1794 г.), входящих в свод «Ши сань цзин» («Тринадцать канонических книг»). При входе в «Ворота Великого свершения» (Дачэн-мэнь) главного, второго двора размещены копии XVIII в. знаменитых десяти «Каменных барабанов» (Ши гу) со стихами эпохи Чжоу.
 
К семейным кун-мяо (цзя мяо) относятся святилища, построенные потомками рода Кунов, по своему убранству и содержанию литургии могли значительно отличавшиеся от храмов, построенных в честь Конфуция. Так, напр., семейный храм Кунов в Цюйфу был посвящен основателю рода Кунов — Вэй Чжуну, младшему брату Вэй-цзы, принца правящего дома Шан-Инь (XVII–XI вв. до н.э.), к-рый перешел на сторону чжоусцев и, после их победы над Шан-Инь, был возведен в титул гуна (князь, герцог) с пожалованием удельного владения (владение Сун). В этом храме содержались таблички только трех древнейших (до Конфуция) представителей клана Кун. За пределами Цюйфу семейные храмы Кунов чаще всего испытывали влияние гос. культа Конфуция. Самым известным из них является храм в Цюйчжоу  (совр. пров. Чжэцзян). Он был воздвигнут Кун Дуань-ю (ум. 1132), прямым потомком Конфуция в 48-м поколении. Стр-во этого святилища прямо связано с политич. событиями нач. XII в. Кун Дуань-ю сопровождал принца крови, бежавшего на Юг от нашествия чжурчжэней и восстановившего там дин. Сун (эпоха Южная Сун, 1127–1279). После завоевания Юга монголами храм был разрушен (1282) и вновь восстановлен только в 1520, став признанным семейным святилищем «южной» ветви семейства Кунов (потомки Кун Дуань-и).
 
Святилища Конфуция (чаще всего в виде кумирен) могли строиться по инициативе любого лица. Наиболее распространенной была практика их возведения на территории частных школ. Литургич. церемонии, проводимые в семейных и частных кун-мяо значительно отличались от гос. служб в честь Конфуция. Так, в том же храме в Цюйчжоу исполнялись спец. поминальные обряды Кун Дуань-ю. В его ансамбль входит особое строение (к западу от гл. здания) — «Павильон воспоминаний о [царстве] Лу», в к-ром хранятся деревянные статуи Конфуция и его супруги, изваянные, по легенде, учеником Конфуция Цзы-гуном (Дуаньму Цы, 520–? до н.э.).
 
Многочисленность святилищ, посвященных Конфуцию, обусловленная доступностью их постройки для жителей Китая во многом способствовали росту популярности самого культа Конфуция.
 
Литература:
On Sacred Grounds: Culture, Society, Politics and the Formation of the Cult of Confucius / Ed. by T.A. Wilson. Harvard, 2002
 
Автор:  Баргачева В.Н.
 
Источники:
Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М., 1999, с. 104 – 112.
 
Литература:
Грубе В. Духовная культура Китая. СПб., 1912, с. 122 – 130; то же // Все о Китае. Сост. Г.И.Царев. Т. 2, с. 102 – 106; то же // История Китая. Духовная культура Китая / Сост. С.А.Шумов, А.Р.Андреев. М., 2003, с. 132 – 135; Пекин. Пекин, 1959, с. 157 – 159; Рычило Б.П., Солнцев М.В. Пекин. М., 2000, с. 128 – 137; Сидихменов В.Я. Страницы прошлого. М., 1987, с. 128 – 130.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
См. также лит-ру к ст.: Кунчжай, Цюйфу сань Кун.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.