Синология.Ру

Тематический раздел


История периода Троецарствие

(220-280): 221 г. – второй год правления Цао Пи и формирование институтов государственности в Шу и У[1]
 
В данной работе на материале второго года правления Цао Пи 曹丕 (221 г.), первого правителя царства Вэй 魏 периода Троецарствия (220–280 гг.), рассматривается важнейший аспект событийной истории тех лет — удержание и укрепление власти новой династией. Процесс прихода к власти в 220 г. и создания государства Вэй был проанализирован нами в предыдущей статье [Жиров, 2005, с. 181–187].
 
Источником служит памятник XI в. Цзычжи тунцзянь 资治通鉴 («Всепроницающее зерцало, управлению помогающее»), который был написан коллективом авторов под руководством Сыма Гуана 司马光 (1019–1086). В работе также принимали участие Лю Бинь (1023–1089), Лю Шу (1023–1089) и Фань Цзуюй (1041–1086). Помимо собственно хроники событий, в произведение добавлен «исторический комментарий» као и, который содержит комментарии самого Сыма Гуана или его мысли по поводу описанных событий.
 
Впервые Цзычжи тунцзянь был издан в 1092 г. Ему грозило уничтожение, так как Сыма Гуан был политическим противником Ван Аньши и его реформ [Лапина, 1970, с 22; Смолин, 1998, с. 58]. Труд попал в каталог запрещенных книг Цзинь шу мулу  禁书目录. Его спасло предисловие, написанное иператором Чжэ-цзуном 哲宗 (1086–1100), покровительствовавшим коллективу составителей «Всепроницающего зерцала» [Лапина, 1970, с. 197–199].
 
Исторический процесс изучается историками на разных уровнях временного «приближения» — выбор «глубины» зависит от задач и возможностей исследователя, которые во многом зависят от источника. Цзычжи тунцзянь — погодовая летопись, в которой собраны по замыслам авторского коллектива основные события прошлого, позволяет рассматривать события прошлого на уровне одного года. Это особенно важно при анализе кратких и средних, по срокам, правлений. Поскольку мы можем не только определить некие общие тенденции протекания исторических процессов, но выявить и рассмотреть подробно некие «ключевые события», которые и определяют именно это, а не иное направление одного конкретного процесса.
 
Для изучения и описания исторического процесса при любой глубине рассмотрения выделяются периоды, позволяющие проследить основные этапы его протекания, год — не исключение. Каждый период длится несколько месяцев. В данном случае, отличие от первого года правления заключается в том, что описание второго года предполагает сравнительно много информации о соседних царствах — прежде всего Шу, затем У. Здесь тоже шли процессы формирования институтов государственности. Таким образом в Восточной Азии воссоздавалась ситуация полицентризма, предшествующая созданию империй Цинь и Хань (221 г. до н.э. – 220 г. н.э.), т.е. почти 450 лет назад, но в иное историческое время и в ином историческом контексте.
 
Царство Вэй воспринималось как сильнейшее, именно ее правитель считал себя законным императором Поднебесной, законным преемником императоров Восточной Хань. Именно чиновники Вэй называли свое государство «Срединным государством» (Чжунго). Здесь процессы государствообразования шли наиболее динамично. В Шу и У, этим и интересен 221 г., эти процессы шли не так динамично, формирование институтов высшей власти было замедленно неопределенностью ситуации, угрозой взаимного нападения, небольшим числом ханьского управленческого аппарата и населения, сравнительно небольшой площадью контролируемых земель и т.п.
 
Опишем их.
 
1 период (первый - четвертый месяца). Укрепление власти в центре и формирование структуры власти на периферии Вэй
 
Данный период не отличается обилием событий.
 
В первом месяце молодой монарх Цао Пи жалует титул хоу одному из потомков Конфуция, Кун Сяну 孔羡, занимающего должность илана 议郎, для принесения жертвоприношений своему предку. Этим Цао Пи определил свое отношение к конфуцианству как идеологии воссоздаваемой империи. Первое событие, которое отмечено в этом году относится к сакральной и идеологической сфере.
 
Отметим, что в предыдущем 220 г. назначения Цао Пи носили иной характер. Тогда приводился в порядок государственный аппарат, поэтому в первую очередь назначались чиновники на высшие посты, например, Цзя Сюй 贾诩 был назначен начальником Военного приказа — главнокомандующим (тайвэй), Хуа Синь 华歆 — канцлером (сянго 相国). В 221 г., как видим, фундамент власти уже не закладывается, как это было в 220 г., а укрепляется.
 
Второй месяц был посвящен ряду событий внутренней и внешней политики.
 
Еще в 220 г. преданные Цао Пи военачальники подчиняют новому государю отдаленные от центра округа и уезды, например, были совершены походы в округа Сыпин (сов. пров. Цинхай), Чжанъе и Цзюцюань (сов. пров. Ганьсу). Тогда в этих округах было подавлено сопротивление новой власти, но там еще не были проведены какие-либо назначения. В 221 г. Цао Пи начинает укреплять военную структуру управления на окраинах. Например, он присвоил высокое воинское звание правителю (тайвэю) области Ляодун 辽东 Гунсунь Гуну 公孙恭. Его целью было укрепление своего суверенитета над этой областью в северо-восточной части государства Вэй.
 
Наряду с этими была снова запущена в оборот удобная разменная монета у чжу 五铢. Через восемь месяцев, в десятом месяце, ее вновь начнут изымать из обращения. Это было связано с нестабильной экономической обстановкой, и монеты то изымались из обращения, то опять вводились в экономику. Другие меры в хозяйственной сфере в памятнике не приводятся.
 
Далее следует большое описание важнейших событий в царстве Шу, расположенном в Сычуаньской котловине (историческое название — Хань 漢). Сообщения о событиях там уже встречались в описании 220 г., тогда в шестом и седьмом месяцах отношения между Вэй и Шу осложнились. Войска сычуаньского полководца Мэн Да вторглись в земли Вэй и заняли один из пограничных округов, но вскоре, из-за конфликта внутри армейского начальства, Мэн Да перешел на сторону Вэй. Цао Пи гостеприимно принял его, пожаловал титул и назначил начальником округа, который находился на стыке земель Вэй, Шу и У. Пользуясь ослаблением Шу, Цао Пи сразу направил на запад военную группировку, которая совместно с Мэн Да нанесла поражение оставшейся там армии Шу. Так были укреплены западные рубежи царства Вэй.
 
Источник сообщает о том, что во второй месяц в Шу разнеслась весть о том, был убит правитель Гуань Юй 关羽 и при дворе остро обсуждался вопрос о преемнике, поскольку таковой ранее назначен не был. Придворные вступили в переговоры с его соратником Лю Бэем 劉備, который носил титул Ханьчжун-ван 漢中王. Как положено по этикету и из тактических соображений тот от предложения отказался. Но пройдет чуть более месяц и в четвертом месяце он согласится. Так в Шу произошла смена власти, на трон после уговоров вступил император Чжао-ле-ди 昭烈帝. Но пробудет у власти недолго — до 223 года. Тогда же новым императором были произведены новые назначения: Чжугэ Ляна на должность канцлера (чэнсяна 丞相) и Сюй Цзина на должность «сыту» 司徒.
 
Важное событие произошло и в царстве У — тамошний правитель Сунь Цюань переместил свою столицу из небольшого расположенного на южном притоке Янцзы реке Юшуй 油水 городка Гун-ань 公安 на запад в историческую область Э 鄂, расположенную на Янцзы, несколько ниже от места, где в нее впадает река Ханьшуй, и переименовал в Учан 武昌 [Чжунго лиши туцзи, 1982, т. 2, с. 28-29].
 
По всей видимости, перемещение на восток было связано с необходимостью перенести центр власти дальше от границ царства Шу и спрятаться за хребтом Дабешань от войск царства Вэй в случае нападения. Но, видимо, были и другие цели. Из труднодоступного сравнительно небольшого аграрного очага ставка правителя была перенесена, во-первых, на основную водную магистраль — р. Янцзы, во-вторых, в район находящийся недалеко от стыка между двумя крупными историческими регионами Средней Янцзы и Нижней, что облегчало контроль над этими основными территориями царства У[2]. Естественно, что в случае необходимости это расположение облегчало переброску сухопутных и водных войск.
 
О событиях третьего месяца в источнике не сообщается. По-видимому, ситуация в Вэй оставалась стабильной. Но в двух соседних царствах явно наметилась тенденция к усилению.
 
2 период (пятый – седьмой месяцы). Император – усиление позиций внутри семьи; император и его чиновники – первая проверка на устойчивость структуры власти
 
Сначала вновь говорится о важных назначениях на вершине властной пирамиды в Шу — была назначена императрица-супруга, определен и поженен наследник. Шуский правитель получил некоторые гарантии устойчивости своей власти и создал основы для создания династии. Можно сказать, что именно с этого времени начался процесс строительства государственности в Шу.
 
Далее памятник, наконец, переходит к Вэй и рассказывает о сложных взаимоотношениях между Цао Пи и ближайшими женщинами — первой женой госпожой Чжэнь 甄, которая была матерью его старшего сына, и фавориткой по фамилии Го 郭. Го оклеветала, публично выражала свою обиду, Чжэнь, сказав, что была оставлена в ставке вэйских государей в г. Е 邺. Это вызвало гнев императора. В шестом месяце, он направил в Е посыльного с приказом, в котором говорилось, чтобы госпожа Чжэн покончила с собой. Источник не упоминает о развязке этих трагических событий, но факт остается фактом —  Цао Пи по сути приговорил к смертной казни свою первую жену. По-видимому, такое развитие событий может свидетельствовать о борьбе двух родов Чжэн и Го за влияние на императора и за места в государственном аппарате. Или точнее о том, что Цао Пи хотел окончательно порвать со старыми элитами еще времен Цао Цао, которые оставались в прежней столице вэйского владения городе Е и начать самостоятельно устанавливать свою линию преемственности. Тогда никто не знал, что ему будет суждено процарствовать только до 227 г., т.е. еще шесть лет. [Жиров, 2005, с.181].
 
Об этом свидетельствует и следующее сообщение. В памятнике упоминается о том, что Цао Пи приказал совершить жертвоприношением основателю династии Тай-цзу (своему отцу Цао Цао) в помещении храма Цзянь ши дянь 建始殿, находящегося в г. Лоян, хотя Храм предков их рода располагался в родовом гнезде (г. Е).
 
Так же на это время приходится солнечное затмение, вызвавшее резонанс при дворе. Ряд чиновников среднего ранга решили использовать его в своих целях и потребовали отставки назначенного год назад начальника военного ведомства Цзя Сюю. Но монарх защитил свою креатуру, он издал специальный указ, в котором указал на то, что Небо карает за просчеты главы государства, и повелел, что «в будущем, если будет кара Неба и Земли, то никто не будет вновь осуждать трех гунов» [Сыма Гуан, 1956, с 2176].
 
Из этого можно сделать следующие выводы: во-первых, среди чиновников не было единомыслия, уже сформировались группировки; во-вторых, монарх взял всю ответственность на себя — шаг довольно смелый. Цао Пи показал свой характер, и попытался раз и навсегда запретить использовать природные явления для борьбы с политическими противниками. Он заявил, что знамения только для него, он Сын Неба.
 
В царстве же Шу решался вопрос, стоит ли непременно сейчас нападать на У или лучше сразу напасть на Вэй.
 
В седьмом месяце правитель Шу решил направить войска на У, а не на Вэй. Боевые действия между Шу и У еще не начались, но войска уже выдвинулись на встречу друг другу.
 
В это время в Вэй правитель жалуя высокие титулы знатности своим младшим братьям, создавал себе опору среди высшей знати и своих родственников.
 
3 период. Восьмой–девятый месяца. Император Вэй жалует титул ван правителю У — легитимация власти Сунь Цюаня
 
В восьмом месяце 221 г. правитель царства У, предполагая, что нападение со сторону Шу уже осталось ждать недолго, решил признать себя подданым правителя Вэй. Для этого он направил посланника с письмом и возвратил высокопоставленных военопленных. При дворе Вэй началось обсуждение, многие посчитали это большой удачей для Вэй, но памятник приводит слова придворного Лю Е 劉曄, который указал на то, что решение правителя У продиктовано крайними условиями — угрозой вторжения более сильной армии Шу, к которой может присоединиться и Вэй. Он предупредил, что Сунь Цюань едва ли на самом деле собирался подчиняться Вэй. Этим он добивался тактического выигрыша, Шу — не посмело бы сразу напасть, население У поверило в силу Сунь Цюаня. Он предложил воспользоваться ситуацией и напасть на слабое У, после этого, если потребуется отдать часть захваченных земель Шу, после чего и Шу врядли долго протянет.
 
Цао Пи высказал мнение, что нехорошо нападать на того, кто только, что заявил о сдаче, м.б. лучше напасть на Шу. Советник смог только объяснить, почему лучше это не делать. Император решил поступить по своему и принял сдачу У.
 
Далее Цао Пи направил чиновника Син Чжэня 邢贞, занимающего должность тайчана (начальника ритуального приказа), отвезти вану У Сунь Цюаню 孙权 эдикт, в котором жаловал его титулом У-вана — вана У. Вместе с этим эдиктом были отправлены подарки. Так правитель У добился официального признания своей власти и получил из рук нового императора законный титул ван.
 
Лю Е выступил против этого, поскольку титул «ван» только на одну ступень ниже «Сына Неба». Лю Е предложил Цао Пи пожаловать Сунь Цюаню звание генерала и титул хоу с земельным наделом с сотнями тысяч семей, но ни в коем случае не делать его ваном. Но, по-видимому, Цао Пи решил приблизить одно из двух соперников, чтобы не дать им объединиться. Логична и консервативная позиция Лю Е: опасно официально наделять титулом вана ближайшего и довольно сильного соседа.
 
Сыма Гуан упоминает сторонников и противников политики Цао Пи в отношениях с У. Здесь сообщается о том, что отправленный на юг генерал Сяхоу Шан 夏侯尚 продолжал заниматься военными приготовлениями.
 
Тогда же некто Цао Вэй из Шаньяна (возможно, близкий родственник Цао Пи), передал Ускому вану письмо, в котором заявил, что готов поднять столичную армию. Цао Пи, узнав об этом, казнил его. Угрозы своей власти он не терпел.
 
В У тоже добившись мира, готовились к войне — была обнесена стеной новая столица город Учан.
 
В конце месяца император Вэй неожиданно предложил пожилому придворному Ян Бяо занять пост верховного главнокомандующего тайвэй. Тот отказался, сославшись на то, что уже занимал один из трех высших постов при Восточных Хань. Это сообщение очень интересно, потому, что показывает, что борьба группировок вокруг именно этого поста не затихала, мы не знаем о ее причинах, но то, что император сам предложил его представителю старой знати, свилетельствует о том, что этим он упреждал действия еще каких-то сил. Ведь отказ был предсказуем, а сам правитель не настаивал.
 
4 период (десятый–двенадцатый месяцы). Войны в восставших областях Вэй
 
В начале десятого месяца Ян Бяо был торжественно отправлен на пенсию, всоре он умер, ему было 80 лет. В аудиенции участвовали все высшие должностные лица — император как бы заявлял о том, что переход власти от Хань к Вэй завершается, смена поколений тоже.
 
Экономическая ситуация, видимо, тем временем ухудшалась, резко возросли цены на зерно. Правительство прибегнуло к испытанному способу — изъяло из обращения монеты пять чжу.
 
В десяцый и одиннадцатый месяцы — основное событие война царства Вэй с северными степняками ху 胡 (сяньби?), которые во главе с Чжи Юань-до 治元多, наложницей И Цзяня 伊健, вторглись в г. Лянчжоу 凉州 (совр. пров Шэньси). Со стороны правительственных войск в этом конфликте отличился генерал Чжан Цзи 张楫, прославившийся умением вести военные действия и перемещать войска. Чжан Цзи осуществил маневр, который остался незамечен хусцами и нанес им поражение. Вэй установило свой контроль над северо-западом.
 
После этого некий Цзюй Гуан 鞠光 восстал в Сипине 西平 и убил местного управляющего. В данном случае конфликт решился благодаря политике генерала Чжан Цзи, ловко сыгравшего на интересах народа цзянху (тибетцев). Зная, что «Цзюй Гуан и его люди хотят найти поддержку у тибетцев, Чжан Цзи пообещал тибетцам «большое вознаграждение и позволил им взять всю добычу». Помимо этого, «он отправил многочисленным племенам тибетцев послание, в котором говорилось, что все последователи Цзюй Гуана, будут прощены, а кто сумеет убить Цзюй Гуан, получит вознаграждение и будет одарен землей». Вскоре, «сторонники Цзюй Гуана убили его и послали его голову Чжан Цзи, а остальные вернулись к своей прежней мирной жизни» [Сыма Гуан, 1956, с 2202].
 
Далее в источнике обсуждается ситуация в У. Часть знати осудила Сунь Цюаня за то, что он принял титул из рук правителя Вэй. На что Сунь Цюань ответил, что это был временный компромиссный ход.
 
Эта мысль была развита в ходе дальнейших контактов. Цзы чжи тун цзянь приводит пространные диалоги сначала вэйского посланника в У, затем наоборот, из которых становится ясно, что правитель У имеет поддержку у чиновничества и жителей южных земель и не собирается терять свою независимость.
 
Вэйский правитель потребовал от У дани — предметы, которые привозили из Юга и стран Южных морей (жемчуг, слоновую кость, рог носорога, панцири черепах, павлинов и т.п.). Сунь Цюань решило отправить эти вещи в качестве даров, при этом обратил внимание, что все они используются для забавы, что непростительно ведь в Вэй еще не завершен трехгодичный траур по Цао Цао — отцу императора. Это признак усиливающизся идеологических разногласий — стремление правителя У, который добился своих тактических целей (получения титула и отсрочки нападения Шу), дистанцироваться от Вэй.
 
Сразу после этого он не оставляет сомнения в том, что он правитель самомстоятельного, а не вассального, государственного образования - он назначает наследником своего сына. Таким образом, в конце одиннадцатого месяца 221 г. завершился процесс государственного строительства и в У. Теперь все три царства имели своих титулованных правителей, столицы, армии, земли.
 
Подводя итоги по этому периоду, мы можем заметить, что армия царства Вэй была сильна, ее возглавляли умные и находчивые люди, например, к примеру, генерал Чжан Цзи. Как и в 220 г., мятежные районы удалось усмирить.
 
В конце периода встречается сообщение о том, что цены на зерно были высокими (возможно, это было связано с затратами на военные походы), и монеты у-чжу вновь были изъяты из обращения. Сведения такого рода говорят о том, что в целом обстановка во всем государстве была еще очень нестабильная, хотя, и это нужно отметить, на втором году правления, Цао Пи прочно удерживал власть в своих руках.
 
В двенадцатом месяце Цао Пи совершил первый большой объезд своих владений. И предпринял подготовку к новым атакам со стороны степняков — сяньби.
 
Заключение
 
221 год вошел в историю эпохи Троецарствие как год создания основ государственной власти в царствах У и Шу.
 
Наследником империи Хань и самым сильным государем считался император государства Вэй — Вэнь-ди (Цао Пи), но и правители Шу и У, которые хотя и имели титулы «ван», в этом году подтвердили свой суверенитет.
 
В 221 г. личная власть Цао Пи значительно усилилась. Этот год интересен тем, что вэйский монарх все чаще проявлял себя как самостоятельный правитель. Самостоятельно принимая решения по особо важным вопросам, он, значительно меньше, чем раньше, прислушивался к своим приближенным. Цао Пи продолжал укрепление управление на периферии своих владений — на северо-востоке и северо-западе. Вел войны со степняками (племена ху).
 
Одновременно он стремился улучшить экономическое положение путем введения разменной монеты, которая была очень популярна в предыдущий период (Восточная Хань). Но, по всей видимости, эта мера оказалась не очень удачной, цены на зерно к концу года выросли и монета была выведена из обращения. О других событиях в хозяйственной жизни в источнике не сообщается.
 
В Шу после смерти Гуань Юя к власти пришла и утвердилась династия Лю во главе с Лю Бэем, а в У — династия Сунь во главе с Сунь Цюанем. Правителю У пришлось лавировать между Вэй и Шу, и для того, чтобы предотвратить нападение со стороны Шу, он сначала перенес столицу на восток в город Учан, а затем формально признал свой подчиненный статус по отношению к Вэй, но только для того, чтобы получить титул и предотвратить стремительное нападение Шу. Всю оставшуюся часть года он всячески дистанцируется от Вэй.
 
БИБЛИОГРАФИЯ
На русском языке
Жиров, 2005 — Жиров Ф.С. История царства Вэй (период Троецарствия): начало правления Цао Пи, 220 г. н.э. М., 2005.
История Китая, 2002 — История Китая, под ред. Меликсетова А.В. М., 2002.
Лапина, 1970 — Лапина З.Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40–70 гг. XI в.) М., 1970.
Смолин, 1998 — Смолин Г.Я. «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» и взлет китайской исторической хронистики. – Востоковедение и мировая культура, М., 1998.
 
На английском языке
Fang, 1965 — The Chronicle of Three Kingdoms (220–265). Chapters 69–78 from the资 治 通 鉴 of Ssu-ma Kuang (1019–1086). Tr-d. and annotated by Achilles Fang. Cambridge, Massachusetts, 1965.
 
На китайском языке
Сыма Гуан, 1956 — Сыма Гуан и др. Цзычжи тунцзянь. Т.3, Пекин, 1956.
Чжунго лиши туцзи, 1982, т. 2 — Чжунго лиши туцзи (Атлас по истории Китая), П., 1982, т. 2.
 
Ст. опубл.: ИСТОРИЯ КИТАЯ. Материалы китаеведческих конференций ИСАА при МГУ (Сб. ст.) (май 2005 г., май 2006 г.) / Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки; [ред.-сост. М.Ю. Ульянов]. — М.: Гуманитарий, 2007. - ISBN 978-5-91367-034.  C. 130-138.


  1. Статья написана в рамках кафедрального проекта «История Троецарствия». При работе над статьей мы пользовались переводом на английский язык, выполненный А. Фангом [1965, c.2]. Топонимы, имена, ключевые понятия и фрагменты были сверены с оригиналом [Сыма Гуан, 1935].
  2. Устное сообщение Ульянова М.Ю.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.