Синология.Ру

Тематический раздел


Иньсюй

殷墟 «руины Инь». Главный археологический памятник древнейшего китайского гос-ва Шан-Инь (XVIII/XVI, XVI–XII/XI вв. до н.э.). Расположен вблизи совр. г. Аньян (сев. оконечность пров. Хэнань). Начиная с 1928 там почти непрерывно (за исключением периода антияпонской и гражданской войн) осуществляются масштабные поисковые работы.
 
К наст. времени вскрыт археологический комплекс общей площадью в 24 кв. км. Он состоит из двух осн. частей: Сяотунь — руины столицы Шан-Инь (город Шан), и Сибэйган — кладбище с царскими усыпальницами и захоронениями знати, находящиеся соответственно на южн. и сев. берегах р. Хуаньхэ. Велика вероятность, что такое их местоположение было обусловлено иньскими анимистическими представлениями, предусматривавшими наличие спец. преграды между миром живых и царством мертвых.
 
Город Шан имел четкую планировку с подразделением на жилые и ремесленные кварталы. В его центре обнаружены остатки 53-х строений, образующих три архитектурных ансамбля. Два из них предположительно были дворцами царей У-дина (1250–1192 до н.э., 21-й царь иньской дин.) и Цзу-цзя (1172–1139 до н.э.), третий (17 небольших по размеру строений на площади в 17,5 кв. м) — храмовым комплексом. Объединение в одном семиотическом пространстве дворца и храма служит еще одним подтверждением исполнения правителем функций светского лидера и теократа.
 
Кладбище состоит из неск. сотен захоронений знати и девяти царских усыпальниц — по числу позднеиньских государей. Одна из них, предназначавшаяся, видимо, для последнего иньского царя (Чжоу-синь или Ди-синь, 1075–1046 гг. до н.э.), так и осталась незавершенной. Царские усыпальницы представляют собой внушительные архитектурно-инженерные сооружения, имеющие единую планировку и конструкцию. Они состоят из погребальной камеры, находящейся на глубине более 10 м от земной поверхности, и четырех ведущих к ней подземных галерей-проходов, к-рые ориентированы строго по частям света. Южный проход, как правило, длиннее трех остальных. Самая величественная усыпальница (предположительно, царя У-дина) имеет погребальную камеру, размером в 105,6 кв. м (17,9 м с севера на юг и 5,9 м с запада на восток) и расположенную на 12-тиметровой глубине. Во всех усыпальницах стены погребальных камер были сделаны из утрамбованной глины и облицованы деревянными панелями, украшенными, судя по уцелевшим их фрагментам, инкрустациями и росписями. К сожалению, по этим фрагментам невозможно установить были ли такие росписи орнаментального или живописного характера.
 
Царские усыпальницы и многие захоронения знати содержат в себе останки сопогребенных людей разного пола и возраста и в кол-ве от неск. десятков до неск. сотен человек (например, 400 скелетов в усыпальнице У-дина). Останки обычно расположены возле погребальной камеры (по четырем частям света от нее) и в проходах. В нек-рых случаях черепа помещены отдельно от скелетов и могут образовывать подобие групповых композиций. В той же усыпальнице У-дина находились 59 обезглавленных костяков, лежавших группами в 11 рядов. Еще 73 черепа, разделенные на 27 групп, располагались вдоль проходов. Не исключено, что расчлененные тела означали человеческие жертвы, принесенные во время похорон, а целые — людей, к-рым предстояло войти в свиту или стать слугами усопших правителей в их загробной жизни. Установлено, что среди убитых были и мужчины, и женщины, и даже подростки (юноши и девушки). Кто-то из них, возможно, принадлежал к местному населению и состоял в услужении у царей и аристократов при их жизни. Но в основном это были пленные, захваченные во время многочисленных походов иньской армии против соседних народностей. Пленные, особенно вожди, приносились в жертву и при совершении других обрядов. Существует даже т. з., что иньцы вели внеш. войны не столько для захвата чужих территорий (им в то время уже хватало и собственных земель), сколько для добычи пленных, чтобы исполнять массовые кровавые жертвоприношения.
 
Кроме останков людей, в погребениях нередко присутствуют скелеты собак, к-рые могли равно наделяться функциями проводников или стражей усопших в загробном мире, либо охранников могил.
 
Подавляющее большинство вскрытых царских усыпальниц и захоронений знати оказались разграбленными или поврежденными, поэтому число обнаруженных в них артефактов относительно невелико. На сегодняшний день известно только одно захоронение с полным погребальным инвентарем. Это — усыпальница Фу-хао (такое имя отлито на неск. находившихся в ней бронзовых сосудах), второй (из 64-х жен и наложниц) супруги царя У-дина. Она расположена вне общего кладбища, в его сев.-вост. окрестностях столицы Шан. Подземная часть усыпальницы представляет собой небольшую по площади земляную яму (5,6 м с севера на юг и 4 м с востока на запад), уходящую вглубь на 7,5 м. Тело покоилось в двух вставленных один в другой деревянных гробах (3х1,3 и 5х3,4 м), верхний из которых имел лаковое покрытие. В могиле находились скелеты 16 человек и 4 собак, к-рые были расположены по четырем сторонам света от гроба. Погребальный инвентарь Фу-хао состоял из 7000 раковин каури, бывших в то время средством денежного обращения, и 1928 предметов: бронзовые изделия (440), включая оружие (130), сосуды (220) набор из 50 больших и малых колоколов и зеркала (3); нефритовые изделия и необработанные куски нефрита (790), в т.ч. ритуально-церемониальные диски-би, «кубки»-цун (14) и украшения; изделия из кости (560); набор статуэток (людей, животных и птиц) из нефрита, камня и бронзы.
 
Еще одной уникальной особенностью усыпальницы Фу-хао является наличие надземной части. Над ней было воздвигнуто строение, служившее поминальным храмом или своего рода надгробным памятником.
 
Кроме собственно погребений, на территории комплекса (в окрестностях города) были обнаружены специфич. захоронения, называемые чэ ма кэн («яма с колесницей и лошадьми»). В них находятся натуральная колесница и пара скелетов лошадей, дополненные в нек-рых случаях человеческим скелетом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что эти захоронения имели сугубо ритуальный характер, хотя их подлинный смысл пока что не поддается расшифровке.
 
Литература:
Бунаков Ю. Гадательные кости из Хэнани (Китай). Л., М., 1935; Кучера С. Китайская археология. М., 1977; Инь сюй Фу-хао му (Погребение Фу-хао из «руин столицы Инь»). Пекин, 1980; Сун Чжэнь-као. Юань ши шэхуй. Ся Шан. (Древнейшие [китайские] общества. [Династии] Ся и Шан) // Чжунго фэн-су тун ши (Общая история обычаев и нравов Китая). Т. 1. Шанхай, 2001, с. 350–358; Bagley R. Shang Archeology // The Cambridge History of Ancient China from the Origins of Civilization to 221 B.C. / Ed. by M. Loewe and E. L. Shaughnessy. Cambridge, 1999; Chang K.C. Shang Civilization. New Haven–L., 1980.
 
См. также лит-ру к статье Представления о верховной власти и правителе.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.