Синология.Ру

Тематический раздел


Интенсификация жертвоприношений в правление ханьского У-ди

как признак политической борьбы (тезисы).
 
1. Одной из основных проблем для правления императора У-ди (141–87 гг. до н.э.) в империи Западная Хань является соотношение реального и сакрального аспектов власти правителя в разные периоды его правления. Проведённые исследования позволяют нам предположить, что носитель высшей власти мог быть «вытеснен» придворными элитами из сферы принятия политических решений в сферу сакрально-ритуальную.
 
Данное правление выделяется на фоне предшествующих резким повышением как абсолютного количества, так и процентной доли жертвоприношений. Так в предшествующий период (202–141 гг. до н.э.), вместивший в себя правления четырёх императоров и одно регентство, по данным шестой главы основного письменного источника Хань шу, было выполнено всего два жертвоприношения. Одно в 165 г. до н.э., в правление императора Вэнь-ди (180–157 гг. до н.э.), было совершено первое в истории Западной Хань жертвоприношение на пяти алтарях мифических императоров (у чжи 五畤), произведённое в Юн – недалеко от бывшей циньской столицы и месте жертвоприношений в циньское время (в центральной части долины р. Вэйхэ). То же жертвоприношение в следующий раз было совершено в 145 г. до н.э. в конце правления следующего императора, Цзин-ди (157–141 гг. до н.э.).
 
2. В период 141–87 гг. до н.э., согласно шестой главе Хань шу, было совершено 44 жертвоприношения, первое относится к 134 г. до н.э., последнее – к 88 г. до н.э. В период со 134 по 88 гг. до н.э. жертвоприношения проводились в девятнадцати годах – в 134, 123, 122, 114, 113, затем каждый год в течение 111–105, затем в 103, 102, 100, 98, 93, 89, 88 гг. до н.э. (см. табл. 1). Все жертвоприношения совершались императором лично.
 
3. Жертвоприношения, лично совершавшиеся носителем высшей власти в период 141–87 гг. до н.э. интересны, прежде всего, в контексте борьбы У-ди за политическую власть. Они показывают значительный рост внимания к сакральной сфере. Если учесть тот факт, что в 91 г. до н.э. в столице произошел в отсутствие У-ди открытый вооружённый мятеж наследника пре­стола (что свидетельствует об утрате императором контроля над столи­цей), то имеющиеся данные позволяют сформулировать важную проблему – явля­ется ли такое значительное повышение значения церемони­ально- ритуальной сферы власти императора У-ди следствием утраты им политиче­ского контроля над столицей. То есть, свидетельствует ли повышение числа жертвоприноше­ний о его «вытеснении» придворными элитами из сферы приня­тия реальных решений в сакральную сферу, или же он потерял столицу вследствие длитель­ного пребывания вне её из-за усиления внимания к сакраль­ным аспектам деятельно­сти во второй половине правления.
 
4. Мы склоняемся к тому, что в 113 г. до н.э. У-ди действительно оказался вытеснен из сферы принятия политических решений в церемониально-ритуальную сферу, и она, по сути, оставалась для него единственным действенным рычагом, используя который он мог попытаться вернуть в свои руки всю полноту реальной власти.
 
5. В 113 г. до н.э., когда У-ди оказался «вытеснен» в сакральную сферу, он впервые помимо жертвоприношений в рамках циньского культа пяти императоров (возобновлённого в Западной Хань ещё в 165 г. до н.э.), вводит жертвоприношения тайчжи 泰畤, посвящённые «Великому единому», во дворце Ганьцюань, затем это жертвоприношение станет регулярным. Ещё одно новое повторяющееся жертвоприношение – фэн 封 на горе Тайшань было введено в 110 г. до н.э., а в 107 г. до н.э. вводится ещё и жертвоприношение божеству Земли – Хоуту 后土.
 
В этом же году вплоть до 93 г. до н.э. прекращается принесение жертв на алтарях пяти мифических императоров. Если учесть, что это жертвоприношение в дальнейшем в массовом порядке возобновилось более, чем через пятьдесят лет, в правление Юань-ди (48–33 гг. до н.э.), а жертвоприношения «Великому единому» и божеству Земли были более частыми, можно предположить, что У-ди удалось отойти от циньского культа и сформировать новый. Это само по себе уже является значительным достижением, но с нашей точки зрения интересно именно как его последний инструмент в борьбе за власть.
 
6. Исследование показало, что интенсификация жертвоприношений отражает усиление политической борьбы. Так в 112 г. до н.э. (через год после переломного 113 г.) начинается период внешней, кажущейся стабильности во взаимоотношениях между императором и первыми министрами – заканчиваются казни и аресты первых министров, проходившие с периодичностью примерно в три года и до 103 г. до н.э. на девять лет первым министром становится Ши Цин, а затем на двенадцать лет с 103 по 91 гг. до н.э. – Гунсунь Хэ. На наш взгляд, это как раз и указывает на потерю императором рычагов влияния на принятие политических решений.
 
7. Нам представляется, что стабилизация отношений У-ди с высшими чиновниками в 112 г. до н.э. являлась следствием, тем компромиссом, на который он вынужден был пойти, фактически отдав столицу в руки знати, прежде всего, рода своей жены, императрицы Вэй. Таким образом, подтверждается, что после 113 г. до н.э. реальным инструментом борьбы У-ди за власть осталась только сакральная сфера – уникальность У-ди как правителя и заключается в том, что он начал активно использовать сакральную сферу для борьбы с политическими противниками.
 
Так, в 100 г. до н.э., когда новый официальный культ, по-видимому, уже сформировался, было запущено дело «о чёрном колдовстве», объявляющее различные ритуалы и жертвоприношения незаконными. Упомянутые два министра оказались техническими фигурами (характерно, что их жизнеописания ограничиваются буквально несколькими строками!) В итоге по этому делу было проведено несколько обысков в столице, и в конце концов в 93 г. до н.э. был посажен в тюрьму (где и умер) первый министр Гунсунь Хэ, а также были арестованы две принцессы и проведён обыск во дворце прямого наследника, которого, видимо, уже подозревали в возможности мятежа. Сам мятеж грянул в 91 г. до н.э. в Чанъани, в которой в этот момент не было императора. Его подняли императорский наследник и его мать, императрица Вэй.
 
Многолетняя борьба У-ди в конечном итоге всё же увенчалась успехом – мятеж был подавлен, а император успел назначить нового наследника, который вскоре стал следующим императором Западной Хань, императором Чжао-ди.
 
Таблица 1. У-ди. Жертвоприношения

Год
Месяц
Место
Кол-во
%
 
1
134
Зима 10 месяц
Юн (雍)
1
2,2%
5 жертвенников [императоров] (五畤)
2
123
Зима 10 месяц
Юн
1
2,2%
5 жертвенников [императоров] (五畤)
3
122
Зима 10 месяц
Юн
1
2,2%
5 жертвенников [императоров] (五畤)
4
114
Зима 10 месяц
Юн
1
2,2%
5 жертвенников [императоров] (五畤)
5
113
 
 
Зима 10 месяц
11 месяц
Юн
Гань­цюань[1]
4
9%
5 жертвенников [императоров] (五畤)
Великому единому – Тайчжи 泰畤
(В некоторых случаях – тайи 泰一)
 
 
----
----
----
----
 
 
Солнцу
Луне
6
111
Зима
10 месяц
Ганьцюань
(рядом с дворцом)
1
2,2%
Жертва Жёлтому императору на горе Цяо
7
110
4 месяц
10 месяц
Тайшань[2]
2
4,4%
Жертва фэн (封) на горе Тайшань
5 жертвенников [императоров] (五畤)
8
109
4 месяц
Тайшань
1
2,2%
Жертва на горе Тайшань
9
108
10 месяц
Юн
1
2,2%
5 жертвенников [императоров] (五畤)
10
107
Весна. 3 месяц
 
Зима
Зима
Хэдун[3]
 
Шэнтан[4]
3
6,8%
Жертвоприношение божеству Земли (后土)
Жертвоприношение на горе Цзюи
Серия жертвоприношений горам и рекам по возвращению домой
11
106
Весна. 3 месяц.
 
 
Тайшань
Дворец Минтан
4
9%
Фэн на горе Тайшань
Жертва Гао Цзу
 
 
 
----
4 месяц
----
Ганьцюань
 
 
Жертва Шан-ди
Великому единому (泰畤)
12
105
3 месяц
 
Хэдун
 
5
11%
Жертвоприношение божеству Земли (后土)
 
 
11 месяц
 
Дворец Минтан
 
 
Жертвы Шан-ди
 
 
 
12 месяц
Гора Гаоли
 
 
Жертва Шань (禪) на горе Гао-ли
 
 
12 месяц
 
----
 
 
Жертвоприношение божеству Земли (后土)
 
 
12 месяц
Бохай
 
 
Жертвопришение в Бохай
13
103
3 месяц
Хэдун
2
4,4%
Жертвоприношение божеству Земли (后土)
 
 
----
 
 
 
Серия жертвоприношений
14
102
4 месяц
Тайшань
Гора Шилюй
2
4,4%
Жертвоприношение фэн (封)
Жертвоприношение шань (禪)
15
100
1 месяц
3 месяц
Ганьцюань
Хэдун
2
4,4%
Великому единому (泰畤)
Жертвоприношение божеству Земли (后土)
16
98
3 месяц
----
Тайшань
Минтан
2
4,4%
Жертвоприношение фэн
Жертвоприношение в Минтане
17
93
3 месяц
 
Минтан
 
7
16%
Жертва Шанди
Жертва Гао Цзу
 
 
----
 
Гора Шилюй
 
 
Жертва Цзин-ди
Жертвоприношение фэн
 
 
----
 
Дворец Цзяомэнь
 
 
Жертвоприношение шань
Жертвоприношение святым Пэнлая
 
 
----
Юн
 
 
5 жертвенников [императоров] (五畤)
18
89
3 месяц
 
Тайшань
 
3
6,8%
Жертвоприношение фэн
 
 
 
----
 
 
 
Жертвоприношение в Минтан
 
 
----
Гора Шилюй
 
 
Жертвоприношение шань
19
88
1 месяц
Ганьцюань
1
2,2%
Великому единому (泰畤)
Итого
44
100%
 
 
 
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 157-160.


  1. Дворец недалеко от г. Чанъань, находится на территории современного г. Сяньян (пров. Шэньси).
  2. Весной того же года в первом лунном месяце в специальном указе У-ди установил порядок приношения жертв на горе Тайшань.
  3. В Западной Хань – округ на территории совр. пров. Шаньси.
  4. Одно из мест, посещённых императором во время поездки на юг страны.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.