Синология.Ру

Тематический раздел


Зороастризм

祆教 сань-цзяо, также 拜火教, 火祆教, букв. «Религия почитания огня», «Религия огня и Ахура-Мазды». В Китае это вероучение  считается наряду с несторианством и манихейством  одной из «трех варварских религий». Основатель зороастризмаиранский пророк Заратуштра (Зороастр, Заратустра, рубеж 2-го и 1-го тыс. до н.э.). Ядром учения является доктрина об извечной борьбе двух сил — Света (Ахура-Мазда) и Тьмы (Ангра-Майнйу). Главную роль в зороастрийских ритуалах играет огонь. Зороастризм оказал определенное влияние на формирование манихейского вероучения.
 
Зороастризм считается самой ранней из «трех варварских» религий, проникших в Китай. Первые упоминания датируются 1-й пол. VI в. н.э (период т.н. «Шести династий» 375–583). При династии Суй (589–619) зороастрийское вероучение получает официальный статус, строятся храмы. Статус государственных чиновников приобретают и зороастрийские жрецы (сабао или сафу). При династии Тан утверждается Управление по делам зороастрийцев, или Управление сабао (сабао фу). Особенно сильны были позиции зороастризма на северо-западе Китая. С 841 г. зароастризм наряду с прочими иноземными религиями подвергается официальному запрету, храмы конфискуются. Последние свидетельства о существовании зороастризма в Китае датируются началом эпохи Сун (960–1279). Письменных памятников зороастризма на китайском языке не сохранилось.
 
Литература:
Малявин В.В. Духовная культура. Религия // Китайский этнос в средние века (VII–XIII). М., 1984, c. 182–183; Палладий (Кафаров), архимандрит. Старинные следы христианства в Китае по китайским источникам. СПб, 1877 (переизд.: Китайский благовестник, №1, 2001, С.36–82); Liu Ts’un-yan.Traces of Zoroastrian and Manichean Activities in Pre-Tang China// Selected papers from Hall of Harmonious Wind. Leiden 1976. Pp. 3–55; Линь Ушу. Босы байхоцзяо юй гудай Чжунго (Персидское огнепоклонничество и древний Китай). Тайбэй, 1995; Юань Вэньци. Солоясыдэ цзяо юй Мони цзяо дэ бицзяо яньцзю  (Сравнительное изучение зороастризма и манихейства) // Шицзе цзунцзяо яньцзю. 1997,  №3, с.58–70; Чэнь Юань.Хосяньцзяо жу Чжунго као (Изучение проникновения зороастризма в Китай) // «Чэнь Юань сюэшу луньвэньцзи» (Собрание статей Чэнь Юаня по истории), т. I, Пекин, 1980.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 328-329.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.