Синология.Ру

Тематический раздел


Дэн Ши-жу

鄧石如, (Дэн) Янь 鄧琰, прозв. 石如, Ваньбо 顽伯, Ваньбай шаньжэнь 完白山人, Гухуаньцзы 古浣子 и др. 1739/1743? уезд Хуайнин (пров. Аньхой), — 1805. Каллиграф, резчик печатей, центральная фигура направления «изучения стел» бэй-сюэпай 碑学派 периода Цин (1644–1911).
 
Родился в небогатой семье рядового профессионального каллиграфа и художника. С 17 лет и всю жизнь он зарабатывал изготовлением печатей, продажей своих произведений и уроками каллиграфии. Тяжелые семейные обстоятельства не позволили ему получить классич. образование, но благодаря своему таланту и трудолюбию он добился высшего уровня каллиграфич. мастерства. Значит. часть своей жизни Дэн Ши-жу провел в каллиграфич. паломничествах по вост. и юго-вост. части Китая, что сделало его самым авторитетным знатоком древних памятников. Он не только созерцал прославленные образцы наскальной каллиграфии и стелы (бэй [4]), но открывал и малоизвестные произведения, в поисках к-рых прокладывал неожиданные маршруты, затем становившиеся обязательными для кит. интеллектуалов последующих поколений. Все, что Дэн Ши-жу видел и изучал в своих странствиях, он копировал; были сделаны сотни копий с памятников периода дин. Хань и Вэй. Не применял копирование через «обводку» (мяо ), называемое «черта к черте» (и хуа и хуа  一畫一畫), но работал методом «кисть за кистью один в один» (и би и би  一筆一筆). Различие состоит в том, что в первом случае копиист воспроизводит форму иероглифа, тогда как во втором повторяются движения кисти, создавшие черты.
 
В своем тв-ве Дэн Ши-жу проделал «тройной синтез», т.е. объединил достижения каллиграфов дин. Хань, Южн. и Сев. династий и Тан в почерках чжуаньшу  篆書 и лишу  隸書. Тем самым он восстановил широкое использование этих стилей, к-рое было сокращено при дин. Сун, Юань и Мин. Дэн Ши-жу разработал органичный и индивидуальный сплав разных древних вариантов почерка чжуаньшу, обогатив его техникой письма лишу. Дэн Ши-жу писал приемом «железо в куче ваты» (мянь-ли те  绵裏鐡), когда точно сцентрированный кончик кисти везде и всюду спрятан, но так, чтобы его невидимое присутствие ощущалось в пластике черт. Центр композиции большинства иероглифов поднят в верхнюю часть прямоугольного формата знака. При этом в одной части знака черты скучены, в то время как другая — просторна. Дэн Ши-жу создавал необозримое разнообразие вариантов динамич. баланса густого и разреженного сочетания черт. Каллиграф говорил, что расположение черт должно быть столь просторным, «чтобы прошла лошадь, и столь плотным, чтобы не проник и ветер» (шу чу кэи цзоу ма, ми чу бу ши тун фэ  疏处可以走马密处不使通风). От каждой его черты исходит впечатление легкости и силы, изящества и энергетич. наполненности.
 
Вторым по значимости почерком в тв-ве Дэн Ши-жу являются лишу и его версия бафэнь 八分, к-рые он изучал по стелам первых веков нашей эры. Дэн Ши-жу первым среди цинских каллиграфов, писавших мягкими овечьими кистями, сумел передать величавую выразительность черт ханьских каллиграфов, работавших кистями с жесткой щетиной. Дэн Ши-жу демонстрирует преемственность лишу от чжуаньшу, что сказывается в первую очередь в округлении характерной для лишу прямоугольности. За счет этого протоустав приобретал более архаичный облик. С этой же целью каллиграф отказывается от обязательных для протоустава резких перепадов в толщине черт, к-рые по своей равномерности напоминают почерк чжуаньшу. Дэн Ши-жу до предела сближает соседние горизонтальные черты, за счет чего пластика иероглифов становится подобной туго сжатой пружине.
 
Дэн Ши-жу расширил свой внутренний мир настолько, что смог вместить в своем творчестве исходный опыт каллиграфической традиции. Благодаря этому он достиг высшего уровня мастерства, определяемого как «выйти [на уровень] божественного, войти [в поток] метаморфоз» (чу шэнь жу хуа 出神入花). Дэн Ши-жу не стремился основать школу, но это произошло. Список последователей мастера насчитывает 28 имен, среди к-рых Кан Ю-вэй 康有为, У Чан-ши 吳昌碩 и другие видные каллиграфы следующих двух столетий. Дэн Ши-жу совершил актуальное для кит. искусства в целом переоткрытие базовых архетипов и принципов нац. пластического мышления, поднявшись над ортодоксальным формализмом и тем самым сообщив традиции новый плодотворный импульс. Дэн Ши-жу принадлежат ставшие легендарными слова: «Каллиграфия подобна рекам и морям — их все не проплывешь, но ведь от того, что видишь, испытываешь восхищение».
 
Сохранилось свыше 70 произведений Дэн Ши-жу, среди к-рых знамениты: «Вань люй инь чжун» («...») 萬綠陰中, почерк чжуаньшу, Шанхайский музей искусств; «Шань цзюй цзао ци»  («Жить в уединении и вставать рано»)  山居早起, почерк цаошу, Национальный музей, Токио; «Цзэн Кэнь Юань сы ти шу цэ» («...») 赠肯园四体书册 1799, почерки чжуаньшу, лишу, кайшу, цаошу, 96 листов, собрание семьи Чжоу, КНР и др.
 
Источники:
Дэн Ши-жу инь пу (Альбом печатей Дэн Ши-жу). Пекин, 2007; Чжунго шуфа цюаньшу (Антология памятников китайской каллиграфии): в 100 т. / Под ред. Лю Чжэн-чэна. Т. 67. Пекин, 1995.
 
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Лю Хэн. Цин дай шуфа (Каллиграфия периода династии Цин). Цзянсу, 1999; Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии) / Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chic.–L., 1990; Ch`en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. Melbourne, 1966; Ledderhose L. Die Siegelschrift (Chuan-shu) in der Ch’ing-Zeit. Ein Beitrag zur Geschichte der Chinesischen Schriftkunst. Wiesbaden, 1970.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С.581-582.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.