Синология.Ру

Тематический раздел


Дэн Си-цзы

鄧析子 филос. трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекит. «школы имен» (мин-цзя). Приписывается мыслителю-«диалектику» (бянь [1]), правоведу и гос. деятелю Дэн Си (VI в. до н.э.). «Дэн Си-цзы» мог быть создан в VI–III вв. до н.э., определенно существовал на рубеже н. э. — зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиограф. разделе «Хань шу», но, по мнению нек-рых специалистов, его совр. текст представляет собой более позднюю (вплоть до V в.) компиляцию или подделку под старину. В основе афористич. и парадоксального «Дэн Си-цзы», состоящего из двух глав: «У хоу» («Отсутствие благосклонности») и «Чжуань цы» («Перевертывание высказываний»), — синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-граммат. приемы («словесное мастерство» — янь чжи шу, «учение о двояких возможностях», т.е. дихотомических альтернативах, — лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о гос. власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа [1]) правильного соответствия между «именами» и «реалиями». С помощью даос. антиномии взаимопорождения противоположностей в «Дэн Си-цзы» доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания («видеть не глазами», «слышать не ушами», «постигать не разумом») и осуществления вездесущего дао посредством «недеяния» (у вэй). Последнее подразумевает три сверхличностных «искусства» (шу [2]) — «видение глазами Поднебесной», «слушание ушами Поднебесной», «рассуждение разумом Поднебесной», — к-рыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь [1]), он не может быть «благосклонен» (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть «безмятежным» (цзи [8]) и «замкнутым в себе» («сокрытым» — цан), но одновременно «авторитетно-самовластным» (вэй [2]) и «просветленным»(мин [3]) относительно законосообразного соответствия «имен» и «реалий».

Источники:
Дэн Си-цзы. Шанхай, 1936 (СББЯ. Т. 1385); Ван Ци-сян. Чжоу Цинь мин-цзя сань цзы цзяо цюань (Отредактированные и прокомментированные произведения трех мудрецов школы имен эпохи Чжоу–Цинь). Пекин, 1957; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 120–121.

Литература:
Кобзев А.И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизаций. М., 2004. С. 554–555; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 104–106; Forke A. The Chinese Sophists // JNCBRAS. 1901–1902. Vol. 34, № 1; Wilhelm H. Schriften und Fragmente zur Entwicklung der Staatsrechtlichen Theorie in der Chouzeit // Monumenta Serica. 1947. Vol. 12.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.259-260.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.