Синология.Ру

Тематический раздел


Дэн Сань-му

鄧散木, (Дэн) Цзюй-чу 菊初, (Дэн) Ши-цзе 士杰傑,(Дэн) Гэнмин-те 更名鐵, прозв. Дунь-те 鈍鐵, Лао-те 老鐵, Сань-му 散木, И-цзу 一足 и др. 1896, Шанхай, — 1963. Каллиграф, резчик печатей.
 
Вобрал в себя опыт всей каллиграфич. традиции и при этом выработал свой индивидуальный стиль. Особое внимание уделял резьбе печатей, к-рые изготавливал из металлов, яшмы, хрусталя, стекла, кости, янтаря и прочих нетрадиционных материалов. В 30-е входил в шанхайское художественное объединение «Общество выставок-продаж каллиграфии и живописи “Долг стакана воды”» (Бэй-шуй шу хуа и май чжаньлань хуй  杯水書畵義賣展覽會). Вырученные средства от продажи работ члены объединения жертвовали на борьбу с японской оккупацией. В 50-е каллиграфу приходилось гравировать произведения Мао Цзэ-дуна, он работал в изд-ве и преподавал каллиграфию. Последний этап его жизни был омрачен тяжелым недугом: ему ампутировали ноги, у него отказала правая рука, после чего мастер начал писать левой, до последнего не расставаясь с кистью.
 
О каллиграфии Дэн Сань-му знатоки говорят, что она «квадратна без угольника, кругла без циркуля», «черты словно из железа и камня; знаки словно проносятся в полете». Каллиграф обладал редким даром и походить на своих великих предшественников, и быть отличным от них. Он нередко пробовал редкие материалы и форматы, но делал это столь убедительно и блестяще, что не возникало сомнений в законности его действий с т.зр. традиц. эстетики.
 
Дэн Сань-му был выдающимся педагогом и исследователем истории кит. каллиграфии. Им написаны неск. учебников, пособий и словарей по разным почеркам, к-рые стали настольными книгами как для начинающих, так и для опытных каллиграфов: «Чжуань кэ сюэ» 篆刻學 («Обучение резьбе почерком чжуань»), «Шуфа: сюэси би ду» 書法學習必讀 («Руководство по изучению каллиграфии»), «Сань-чан лиан-дуань чжай инь цуй» 三長二短齋印存 («Три достоинства и два недостатка хранения печатей в кабинете»), «Ганби цзы се фа» 鋼筆字寫法 ««Способы письма иероглифов перьевой ручкой»), «Дэн Сань-му шицы сюань» 鄧散木詩詞選 («Сборник стихотворений и высказываний Дэн Сань-му») и др.
 
Литература:
Чжу Жэнь-фу. Чжунго сяньдай шуфа ши (История современной китайской каллиграфии).  Пекин, 1996; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 581.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.