Синология.Ру

Тематический раздел


Ду Му

杜牧, Ду МуДу МуДу Му-чжи, прозв. Фаньчуань цзюйши. 803, г. Чанъань (совр. Сиань пров. Шэньси) — 852. Выдающийся поэт кон. эпохи Тан, исследователь др.-кит. военной мысли. Происходил из знатной семьи, внук изв. историка Ду Ю (735?—812), занимавшего пост первого министра. Когда Ду Му было 10 лет, дед и отец один за другим ушли из жизни, семья разорилась и была вынуждена продать дом, чтобы расплатиться с долгами. Бедственное положение семьи не помешало Ду Му, с детства отличавшемуся способностями, прилежно учить­ся, и в возрасте 26 лет он успешно сдал экзамен на высшую ученую степень — цзиньши. Впоследствии занимал ряд высоких чиновничьих постов в южных регионах Китая. Жизнеописание включено в «Синь Тан шу» («Новая история [династии] Тан»). Один из самых авторитетных комментаторов трактата по военному искусству «Сунь-цзы» (см. Сунь-цзы).
 
Жил в период заката Танской империи. Засилье евнухов при имп. дворе и кор­рупция усиливали политич. нестабильность. За время жизни Ду Му сменилось восемь императоров, двое из к-рых умерли вследствие увлеченности алхи­мией (отравившись даос. «эликсирами бессмертия») и как минимум двое дру­гих были убиты евнухами. Тревога за будущее страны и тоска по ее былому мо­гуществу, горечь и печаль из-за бездумного восприятия жизни знатью отра­жены во мн. стихах Ду Му («Бо Циньхуай» — «Ночью причаливаю к берегу реки Циньхуай», «Эфан гун фу» — «Песня о дворце Эфан»).
 
Создал прекрасные образцы лирики («Цю си» — «Осенний вечер»). Мн. стихи посвящены описанию любовных чувств к женщине, пронизаны болью разлу­ки («Цзэн бе эр шоу» — «Дарю на прощание два стиха») и схожи по стилю со стихами Ли Шан-иня. Известен также пейзажной лирикой (во многие поэтич. антологии вошло его стихотв. «Шань син» — «Поездка в горы»). Характерная для классич. кит. поэзии тема — «в пути» — соединилась в его стихах с раз­мышлениями об ист. деятелях прошлого («Го Хуацин гун» — «Проезжаю мимо дворца Хуацин», «Ти Мулань мяо» — «Посвящаю храму Мулань», «Ти Уцзян тин» — «Беседка на реке Уцзян»).
 
Как политик и чиновник Ду Му выступал против распространения буддизма; нек-рые исследователи считают, что в стихах он иронизирует над адептами буд. учения («Цзяннань чунь цзюэцзюй» — «Весна в Цзяннани»). Емкий, эмоциональный, выразительный язык его поэзии, насыщенной алле­гориями и реминисценциями, позволяет говорить о собственном, оригиналь­ном стиле Ду Му.
 
Более всего прославился семисловными (по 7 иероглифов в строке) четверо­стишиями (цзюэцзюй). Сохранилось собр. соч. Ду Му «Фаньчуань вэньцзи», в к-ром содержится 450 поэтич. и прозаич. произведений. Потомки прозвали его Младшим Ду (Сяо Ду), чтобы отличать от Ду Фу.
 
Источники:
Ду Му. Фаньчуань ши цзи чжу. Цин Фэн Цзи-у чжу (Собр. стихов, с комментариями, выполненными при династии Цин Фэн Цзи-у). Пекин, 1962; он же. Фаньчуань вэнь цзи (Собр. произведений Ду Му). Шанхай 1978; он же. [Стихи] // Цюань Тан ши цзинсюань и чжу (Избранные стихотворения из Свода стихов [династии] Тан с пе­реводом и комментариями). Чанчунь. Т. 2. 2000, с. 372-424; Ду Му цзи (Соб. соч. Ду Му) / Коммент. Чжан Хоу-юя. Тайюань, 2004; Ду Му. [Стихи] / Пер. А. Сергеева // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977, с 325-329; он же. К дороге / Пер. и коммент. Л. Эйдлина // ИЛ. 1981, № 10, с. 175; он же. [Стихи] / Пер. Л. Эйдлина, А. Сергеева // Поэзия эпохи Тан (VII-X вв.) / Сост. и вступ. статья Л. Эйдлина. М., 1987, с. 391-395; он же. Полнолуние в середине осени. На прощанье / Пер. В. Пере- лешина // Рубеж. Владивосток, 1992, № 1, с. 256-257; он же. Чистый поток: Поэзия эпохи Тан (7-10 вв.). В пер. Л.Н. Меньшикова. СПб., 2001.
 
Литература:
Мяо Юэ. Ду Му чжуань (Жизнеописание Ду Му). Пекин, 1977; он же. Ду Му няньпу (Биография Ду Му в хронологической последовательности). Пекин, 1980; Тан ши цзяньшан цыдянь (Сло­варь эстетической оценки танских ши). Шанхай, 1992, с. 1059-1101; Kubin W.Das lirische Werk des Tu Mu (803-852): Versuch einer Deutung. Wiesbaden, 1976.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 294-295.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.