Синология.Ру

Тематический раздел


Да пинь божэ боломидо цзин

大品般若波羅蜜多經, санскр. «Махапраджняпарамита-сутра» («Сутра великой праджняпарамиты»), сокр. «Да пинь». Важнейшее соч. буддизма махаяны (да шэн), входит в корпус праджня-парамитских текстов. Свиток состоит из 16 самостоятельных частей (сутр), расположенных в определенной последовательности со сквозной нумерацией, общий объем к-рых — 600 цз. Сутры сгруппированы по принципу «четыре места — шестнадцать собраний», т.е. по числу мест, в которых Будда, как считается, объяснял доктрины, заключенные в общей сутре, и по количеству таких проповедей. Наиболее авторитетными из 16 сутр являются т.н. Большая и Малая парамиты («Да пинь боломи цзин» и «Сяо пинь боломи цзин») и особенно 9-я знаменитая «Алмазная сутра» («Цзинь ган божэ боломи цзин»).
 
На кит. яз. «Махапраджняпарамита-сутра» переведена Сюань-цзаном. Проповеди Будды Шакьямуни, запечатленные в этой сутре, посвящены в основном понятиям праджня-парамита (божэ боломидо) и шунья («пустота», кит. кун [1]); «все дела и вещи» определяются как «пустые».
 
Выполнение деяний, благодаря чему реализуютя «шесть парамит» (лю боломидо), должно быть направлено на достижение т.н. ануттара-самьяк-самбодхи, наивысшего просветления, к-рым характеризуется состояние будды (гл. LII). Данное положение конкретизируется в обширной гл. LVIII. Бодхисаттва, следуя той или иной «парамите» или всем шести, обязан приводить в должное состояние (начиная с обеспечения пищей и одеждей и отвращая от «плохих мыслей» об убийстве своего ближнего и т.п.) окружающих его живых существ, что является непременным условием приближения к ануттара-самьяк-самбодхи.
 
Праджня-парамитавозникает «ради великих дел; ради дел, которые невозможно вообразить; ради дел, которые невозможно назвать; ради дел, которые невозможно оценить (измерить, исчислить); ради дел, не сравнимых [ни с чем]» (гл. XLIX). Далее расшифровывается, что «великое дело» — спасение буддами живых существ; «дело, которое невозможно вообразить» — дхармы («законы») будд, татхагат, тех, кто освободился от зависимого существования, а также шравак и пратьекабудд; «дело, которое невозможно назвать», «дело, которое невозможно оценить (измерить, исчислить)», «дело, не сравнимое [ни с чем]» — это упомянутые выше дхармы, недоступные для обыкновенных людей.
 
Утверждение непостижимости истинного значения всех законов и явлений бытия обыкновенными людьми служит отправным путем для дальнейших рассуждений о праджня-парамите, смысл к-рых сводится к неоднократному повторению и подчеркиванию принципиально важного положения: именно благодаря праджня-парамите открывается истинная суть бытия и достигается ануттара-самьяк-самбодхи.
 
При изучении парамит особое значение придается наставничеству. Потенциальный бодхисаттва (пуса) должен прежде всего сблизиться с учителем, к-рый «хорошо объясняет» смысл этого понятия, и обеспечить ему соответствующее содержание (гл. LII). Ученик никогда не должен отдаляться от учителя, а должен всюду следовать за ним подобно тому, «как жеребенок не отстает от матери» (гл. L). Т.о. утверждается безусловный пиетет к «учителю Дхармы». Кроме того, познающий «парамиты» обязан правильно передвигаться, стоять, сидеть, лежать, следить за своими мыслями, чтобы они не разлетались, как «легкие волоски на ветру» (там же). Иными словами, определяется важная роль психофизиологическая регуляция поведения будущего бодхисаттвы.
 
Литература:
Буддизм в Японии. М., 1987; Буккё кайдан дзитэн (Словарь буддийских текстов). Токио, 1977; Фо-сюэ да цыдянь (Большой словарь по буддизму). Пекин, 1984; Introduction to the Buddhist Canon. 139 Buddhist Scriptures. Tokyo, 1984; Dayal H. The Boddhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit Literature. Delhi, 1978; Japanese-English Buddhist Dictionary. Tokyo, 1979; Mizuno K.  Buddhist Sutras. Origin, Development, Transmission. Tokyo, 1995; Visser M.W. de. Ancient Buddhism in Japan. Vol. 1–2. Leiden, 1935.
 
По материалам А.Н. Игнатовича

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 436-437.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.