Синология.Ру

Тематический раздел


Гун-фу

гун-фу [1] 功夫, гун-фу [2工夫 — высшее мастерство, умелая работа, подвижничество. Понятие китайской культуры. Впервые встречается, видимо, в трактате Гэ Хуна (II–III вв.) «Бао-пу-цзы». Там фигурируют два омонимичных сочетания иероглифов: гун-фу [1], где первый иероглиф гун [3] имеет значения «деяние», «действие», «достижение», «мастерство», «работа», и гун-фу [2], где гун [5] означает «работу», «ремесло», «мастерство». Кит. толковые словари нового времени рассматривают гун-фу [1] и гун-фу [2] как синонимы. В «Бао-пу-цзы» различные написания, возможно, подразумевали разные оттенки двух осн. значений, в к-рых там употреблялось это слово: «долгая работа» и «время, проведенное с высоким искусством». В историч. соч. V в. «Нань Ци шу» («Книга [об эпохе] Южная Ци») гун-фу [1] означает «учение», «достижение». В неоконфуцианстве гун-фу [2] осмыслялось как «нравств. усилие», ведущее к духовной самореализации, самораскрытию, внутр. озарению. Особую популярность и общекультурную значимость понятие гун-фу [1] приобрело в XVIII–XIX вв. в мистич., а затем в нар. школах медитативного «внутр. искусства» (нэй гун) и одном из направлений боевых искусств — у-шу, известном под названием «внутр. семья» (нэй цзя). Адепты этих течений, сочетая пассивно-медитативную практику с физич. упражнениями и соблюдением гигиенич. предписаний, были нацелены на «пестование природных свойств» и «просветление изнач. лика» человека. Слово гун-фу [1] употреблялось в двух осн. смыслах: высшее откровение на пути самопостижения, обретение мастерства как способности духа принимать чудо мира и доверять (см. синь [2]) ему; совокупность времени и усилий, затраченных на достижение такого мастерства.
 
Во «внутр. семье» понятие гун-фу [1] корреспондировало с понятием тянь гун — «небесное мастерство». Зачастую эти термины в трудах теоретиков нэй цзя использовались как взаимозаменяемые. Тем самым подчеркивался смысл гун-фу [1] как высшего мастерства, имеющего космич. («небесное») звучание и происхождение: оно спонтанно воплощается на земле через ряд «пресветлых учителей» (мин ши) «внутр. искусства». Такое толкование связано с представлением о «работе дао», «к-рое ничего не делает, но все вершится само по себе» («Дао дэ цзин»),а также с даосской антиномикой эстетизированной «праздности» как высокой работы духа и противоположной ей «внеш.» механич. работы. В у-шу в связи с этим гун-фу [1] понималось как проникновение во внутр. изнач. природу вещей и явлений через практику боевых искусств, в результате к-рой постепенно преодолеваются «внеш. формы» и рождается истинное «внутр. искусство».
 
Со временем под гун-фу [1] стали понимать вообще боевые искусства (оно стало синонимично слову у-шу) и традиц. системы психофизиологич. саморегуляции (ци-гун). Произошло это под воздействием формализаторских тенденций в у-шу и утраты им духовных традиций в кон. XIX в. Свою боевую практику именовали гун-фу [1] восставшие ихэтуани (1889–1901). Этот же термин широко распространился в качестве синонима у-шу в приморских и южных р-нах пров. Гуандун, Чжэцзян, Фуцзянь. С волной иммиграции в нач. 50-х гг. XX в. термин гун-фу [1] проник на Запад, где его искаженные транскрипции — «кунфу», «кунг-фу» и т.п. стали обозначать все китайские, а порой и все азиатские боевые искусства. Под этим термином понимаются также конкретные методики тренировки (напр., шаолиньское направление у-шу включает 72 вида гун-фу [1], где гун-фу [1] — комплекс методов укрепления костей, мышц, отработки ударов и т.п.). Др. совр. значения гун-фу [1] и [2] — «время», «свободное время», «труд», «работа», «опыт», «тренированность».
 
Литература:
Малявин В. Гунфу: действительность мифа (о китайской традиции ушу) // Наука и религия. 1988, № 9; Сунь Фу-цюань. Цюань и шу чжэнь (Истинное описание смысла кулачного искусства). [Б.м., б.г.]; Чэнь Синь. Тайцзицюань лунь фэньлэй дяолюй (Классифицированные записки по теории тайцзицюань) // Тайцзицюань цюань шу (Кулачное искусство тайцзицюань). Пекин, 1990.
 
См. ст. Боевые искусства.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 212-213.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.