Синология.Ру

Тематический раздел


Гао сэн чжуань

高僧傳, «Жизнеописания достойных монахов», «Жизнеописания Высоких наставников». Памятник буддийской исторической литературы, важнейший источник по истории раннего китайского буддизма за период 67–519. Составитель Хуй-цзяо (кон. V — VI в.). Ок. 500 биографий распределены по десяти разделам: «Ши цзинь» («Переводчики»), цзюань («свиток») 1–3; «И цзяо» («Толкователи»), цз. 4–8; «Чань и» («Чудотворцы»), цз. 9–10; «Си чань» («Преуспевшие в самосозерцании»), цз. 11; «Мин люй» «Знатоки винаи»), цз. 11; «Ман шэн» («Принесшие себя в жертву»), цз. 12; «Тун цзин» («Декламаторы»), цз. 12; «Син фу» («Сотворившие благо»), цз. 13; «Цзин ши» («Наставники в сутрах»), цз. 13; «Чан дао» («Сказители»), цз. 13. В собр. вошли также авторское предисл., послание первого критика «Гао сэн чжуань» Ван Мань-ина автору, ответное письмо Хуй-цзяо и памятная записка о последних годах его жизни.
 
Буддийский биограф строго следует канонам традиционного китайского жанра жизнеописаний. Большинство биографий ориентировано на достоверное историч. событие и восходит (а многие прямо сводятся) к фактографич. минимуму: откуда родом историч. деятель, сфера его деятельности, перечень заслуг, дата кончины. В отношении насыщенности фактами и историч. достоверности «Гао сэн чжуань» не уступает образцам официальной кит. историографии того времени. В «Гао сэн чжуань» выражено представление о единстве буддизма в Индии и Китае (вместо традиционной кит. концепции «Китай — варвары»), его всеобщности вне зависимости от деления на школы (особенно впечатляющей на фоне раскола Китая периода Южной и Сев. династий, 420–589). Осн. персонажи — монахи-книжники, причастные к освоению и воспроизводству буд. письменного наследия. Им по многим параметрам противопоставлен тип чудотворца (раздел «Чудотворцы»), к-рого отличает полнейшая непричастность к буд. книжности и дарованная свыше чудодейственная сила. Особый тип монаха-отшельника представлен в разделе «Преуспевшие в самосозерцании».
 
От «Гао сэн чжуань» берет начало буд. биографическая традиция в Китае («Сы чао гао сэн чжуань» — «Жизнеописания достойных монахов четырех династий»), а также в Корее и Японии.
 
Источники:
Хуэй-цзяо. Гао сэн чжуань // ТСД. Т. 50; он же. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. с кит., исслед., коммент. и указ. М.Е. Ермакова. Т. 1. Разд. 1. М., 1991.
 
Литература:
Ермаков М.Е. «Гао сэн чжуань» в свете европейской литературной традиции // Ученые записки ТГУ. Вып. 5. Труды по востоковедению. 1979.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 418-419.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.