Синология.Ру

Тематический раздел


Гао Кэ-гун

高克恭, Гао Янь-цзин 高彥敬, прозв. Фаншань-даожэнь 房山道人 (Даос с горы Фан; Фан — горный массив в пров. Хэбэй). 1248, окрестности совр. Пекина, — 1310. Политик, живописец, один из шести крупнейших (наряду с Ван Мэном, Ни Цзанем, У Чжэнем, Хуан Гун-ваном и Чжао Мэн-фу) художников эпохи Юань (1271–1368).
 
Был родом из древнего уйгурского клана, представители к-рого жили в северо-вост. регионе Китая. Сразу после провозглашения дин. Юань Гао Кэ-гун был принят на службу монг. властями и, сделав успешную карьеру, дослужился до поста начальника Департамента наказаний (Синбу 形部). В 1299 был введен в штат воссозданной монголами Академии Ханьлинь (Ханьлиньюань 翰林院, см. Ханьлинь академия) — центрального гос. учреждения. Находясь при дворе, Гао Кэ-гун поддерживал тесные связи с сановниками-китайцами, в т.ч. с Чжао Мэн-фу.
 
Гао Кэ-гун творил в жанрах: шань-шуй (хуа) 山水(畫), «(живопись/изображения) гор и вод», и мо-чжу 墨竹, «бамбук, [нарисованный] тушью». Принято считать, что в его композициях на последнюю из двух тем нашла продолжение традиция изображений бамбука в сочетании с каменными  глыбами и сама стилистическая манера, разработанная представителями и последователями школы «художников-литераторов» (вэньжэнь-хуа 文人畫), в первую очередь Ван Тин-юнем. Известно неск. картин Гао Кэ-гуна в этом жанре, в  т.ч. свитки, выполненные на бумаге в монохромной технике — «Юй чжу ту» 雨竹圖 («Бамбук [под] дождем», 121,6x42,1 см) и «Мо чжу ши ту» 墨竹石圖 («Бамбук [и] камни», 147x46 см) (Музей Гугун, Пекин).
 
Пейзажная живопись Гао Кэ-гуна отличается несколько бóльшим стилистическим разнообразием, чем его «бамбуковые» композиции.  Основываясь на творческих находках Ми Фу и др. представителей «южной» пейзажной школы (нань-цзун 南宗, в совр. терминологии — «южное пейзажное направление», наньфан-шаньшуй-хуапай 南方山水畫派), Гао Кэ-гун вместе с тем использовал достижения мастеров академич. пейзажа эпохи Сев. Сун, в первую очередь, Ли Чэна. О таком подходе  свидетельствует самое известное его произведение — картина «Чунь шань цин юй ту» 春山晴雨圖 («Весенние горы в ожидании дождя», 100,5x107 см, шелк, тушь, легкая подцветка, Шанхайский худ. музей), где воспроизводится типичный для «туманно-облачного» стиля (юньу-яньай 雲霧煙靄) пейзаж — горы, выступающие из дымчатой пелены и дополненные четко выписанными на переднем плане изображениями деревьев. Несколько приподнятая перспектива, обилие воздушной среды, к-рая заполняет собой верхнюю часть свитка и разделяет передний и задний планы, создавая  впечатление разреженности и глубины пространства, в сочетании с отчетливой графичностью деталей первого плана, свидетельствуют об усвоении основных композиционно-худ. приемов Ми Фу; тогда как высоко вздымающаяся центральная гора выполнена в манере Дун Юаня. Аналогичными композиционно-стилистич чертами отмечена и др. сохранившаяся картина Гао Кэ-гуна — «Юнь хэн сю цэнь ту» 雲橫秀岑圖 («Облачные вершины, благоухающие пики» / «Облака, тянущиеся [над] благоухающими пиками», 182,3х106,7, шелк, тушь, легкая подцветка. Музей Гугун, Пекин).
 
Хотя худ. убедительность произведений в том и другом случае создает иллюзию подлинного, реально существующего пейзажа, прямое цитирование предшественников обнаруживает искусственность умозрительно созданных композиций, т.о. живопись Гао Кэ-гуна отвечает одной из основных тенденций искусства эпохи Юань.
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 4. Пекин, 1986; Шанхай боугуань цзанпинь хуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004; Cahill J. Hills Beyond a River: Chinese Paintings of the Yuan Dynasty 1279–1368. N.Y., 1974; Lee Shekman E, Ho Wai-kam. Chinese Art Under the Mongols: The Yuan Dynasty (1279–1368). Cleveland, 1968; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 4.  L., 1958; Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979; The Shanghai Museum of Art / Ed. by Zhen Zhiyu. N.Y., 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 551-552.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.