Синология.Ру

Тематический раздел


Вэнь юань-шуай

溫元帥 Главнокомандующий Вэнь; Вэнь юань-шуайВэнь юань-шуайФу-ю Вэнь юань-шуай — Верный помощник главнокомандующий Вэнь. В китайской народной мифологии дух, почитаемый как воплощение первого циклического знака из двенадцатилетнего цикла по лунному  календарю, один из ближайших помощников Тайшань-цзюня — управителя судеб, бога горы Тайшань. Считается, что Вэнь юань-шуай родился в торговом городе Байшицяо в округе Вэньчжоу пров. Чжэцзян в небогатой семье ученого. У его родителей не было детей, и они пошли в храм Хоу-ту («Владычицы земли») молить о потомстве. В ту же ночь жене явился во сне дух в золотых доспехах с топором в одной руке и с жемчужиной в другой. Он назвался одним из шести духов первого циклического знака и полководцем Юй-ди («Нефритового государя»), и сказал, что хотел бы родиться на земле, но не знает, хочет ли она стать его матерью. Женщина согласилась. Дух, назвавшийся Большим огненным духом, поместил огненную жемчужину в ее чрево, и она проснулась. Через 12 лун у нее родился ребенок на 5-й день 5-й луны первого года эры Хань-ань императора Шунь-ди (142 н.э.). Когда стали обмывать ребенка, то увидели 24 магических знака, написанных неизвестными письменами на его левой стороне, и 60 — на правой, но все знаки тут же исчезли, а мать в др. сновидении увидела духа, вручающеro ей браслет и драгоценный камень, почему ребенку и дали имя Хуань («Браслет») и второе имя Цзы-юй («дитя–нефрит»). Еще в детстве он изучил всех конф. классиков, но в 12 и 26 лет безуспешно пытался сдать экзамены на гражд. или воен. чин. Тогда он решил стать отшельником, но в этот момент в небе появился дракон (лун) и бросил жемчужину к его ногам. Вэнь юань-шуай подобрал ее и проглотил. Дракон начал танцевать перед ним. Тогда Вэнь юань-шуай схватил дракона, скрутил его и намотал его хвост на руку. Тотчас же лицо Вэнь юань-шуай стало серым, волосы красными, тело синим, весь его вид — устрашающим. По др. версии: не сдав экзамены, он сказал: «При жизни я не смог отдать себя государю и помочь народу, после смерти я стану богом горы Тайшань и буду искоренять зло в Поднебесной». После этого он оставил 36 чудесных талисманов, а сам превратился в демона ночи (e чa). Люди с помощью оставленных талисманов изгоняли нечисть. При династии Сун (X–XIII вв.) ему были пожалованы княжеские титулы (сперва хоу [3], потом ван [1] ). После этого бог горы Тайшань назначил его своим помощником, а Юй-ди провозгласил в качестве главы всех др. духов горы Тайшань. Он подарил ему браслет, цветок из драгоценного камня и право свободного входа на небеса с петициями в особых случаях и возвращения на землю. Его изображали с драгоценным браслетом в левой руке и железной булавой в правой в храмах божества горы Тайшань, рядом помещали изображения двух слуг и коня. Особо почитали Вэнь юань-шуай на его родине в Вэньчжоу.
 
Литература:
Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологи народов Китая). Пекин, 1993, с. 259; Dоrе Н. Researches into Chinese Superstitions. Shanghai 1931, vol. 9, p. 204–206.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 414-415.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.