Синология.Ру

Тематический раздел


Вэй Янь

Художник эпохи Тан (618–907). Род. в г. Чанъань長安 (совр. г. Сиань西安, пров. Шэньси).
 
Наиб. полные сведения о жизни и тв-ве Вэй Яня сообщались в трактате IX в. «Тан-чао мин хуа лу» 唐朝名畫錄 («Записи о прославленных картинах/живописцах династии Тан») Чжу Цзин-юаня 朱景元 (вар. Чжу Цзин-сюань 朱景玄), где говорится, что Вэй Янь, будучи уроженцем столицы, уехал на юго-зап. периферию империи (в обл. Шу , совр. пров. Сычуань) и жил там затворником. По словам Чжу Цзин-юаня, Вэй Янь «искусно рисовал пейзажи, деревья, человеческие фигуры […] едва заметным движением своей кисти из Юэ он вызывал к жизни лошадей под седлом и людей, горы и воды, подернутые дымкой […]. Рисуя горы, он клал тушь круговым движением, рисуя воды — растирал тушь рукой. Благодаря такой тонкой работе, его пейзажи выглядели совсем как настоящие» (пер. В.В. Малявина). Из приведенной характеристики следует, что Вэй Янь, в отличие от большинства живописцев эпохи Тан, работал преимущественно в станковой живописи и в жанре пейзажа — шань-шуй (хуа) 山水 (畫), «(живопись/изображения) гор и вод». В последующих сочинениях, включая трактат нач. XII в. «Сюань-хэ хуапу» 宣和畫譜 («Каталог живописи [периода правления под девизом] Сюань-хэ»), перечисляются названия ок. 30 его произведений, напр., «Сань ма ту» 三馬圖 («Три коня»), «Сун ши ту» 松石圖 («Сосны и камни»), «Гу бо ту» 古柏圖 («Старый кипарис»), доказывающих, что он создавал работы на самые разные темы.
 
В историю кит. живописи Вэй Янь вошел в качестве мастера анималистич. жанра, конкретно — изображений лошадей. Однако единств. материальным свидетельством его тв-ва является свиток «Му фан ту» 牧放圖 («Табун на выпасе»), известный в копии (46,3х429,8 см, шелк, тушь, краски, музей Гугун, Пекин), выполненной прославл. живописцем эпохи Сев. Сун Ли Гун-линем. Картина является самым грандиозным произведением в анималистич. жанре не только эпохи Тан, но и всей кит. станковой живописи в целом. Пространство свитка плотно заполнено изображениями 1228 фигур лошадей, скачущих, играющих друг с другом, валяющихся на траве, и 140 фигур людей — конюхов, пастухов и наблюдающих за ними чиновников. Обилие деталей и сложность композиции не исключают динамичности и экспрессии, особенно удивительных в сочетании с тщательностью проработки фрагментов. Очевидны также великолепное знание художником натуры и его умение убедительно передавать разл. ракурсы и позы животных и людей.
 
Вэй Янь попал в поле зрения совр. искусствоведов относительно недавно, и все же его с полным правом можно назвать выдающимся художником-анималистом Китая и создателем особого — «панорамного» варианта анималистич. жанра, в к-ром бесчисл. табуны лошадей, по-видимому, сделались живописным воплощением идеи могущества гос-ва (словосочетание «табун на выпасе» является синонимом и омонимом термина муфан 牧方 — «управлять окраинными землями», в переносном смысле — «держать [варваров] в порядке»). Этот вариант анималистич. жанра продолжил свое существование и в эпоху Сев. Сун, о чем свидетельствуют упоминания картин под названием «Бай ма ту» 百馬圖 («Сто коней») в письменных источниках. Сохранилось анонимное произведение на этот сюжет (26,7х302,1 см, шелк, тушь, краски, Музей Гугун, Пекин), датируемое совр. специалистами 2-й пол. XI — XII вв., и возможно, являющееся копией еще одного, под тем же названием, свитка Вэй Яня.
 
Источники:
Чжу Цзинсюань. Записи о прославленных живописцах династии Тан // Китайское искусство / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2004.
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 2. Пекин, 1986. Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 1, 3. Ханчжоу, 1997–1999.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 544.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.