Синология.Ру

Тематический раздел


Ванду му

望都墓, гробница из Ванду — один из важнейших памятников кит. изобразительного искусства эпохи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
 
Открытая в 1952 на терр. совр. уезда Вандусянь 望都縣 (пров. Хэбэй, ок. 150 км к юго-западу от Пекина), эта гробница содержит стенописи, относящиеся к числу шедевров др.-кит. монументальной живописи. Традиция национальной монументальной живописи (би хуа  壁畫) возводится в письменных источниках к эпохе Чжоу (XI–III вв. до н.э.), в рамках к-рой упоминается неск. украшенных стенописными картинами святилищ. В литературных произведениях эпохи Хань, напр., в оде «Лингуандянь фу» 靈光殿賦 («Ода [о] Дворце чудесного сияния») Ван Янь-шоу 王延壽 (II в.) есть развернутые описания стенописных композиций, из к-рых явствует, что в то время существовала не только культовая, но и светская монументальная живопись, допускавшая создание панорамных многофигурных картин. Достоверность письменных сведений частично подтвердилась при обследовании (1980-е) руин дворца первого кит. императора Цинь Ши-хуан (ди) 秦始皇 (帝) (221–210 до н.э.). Были найдены куски стен с целыми или фрагментарными изображениями колесниц, стражников, растений и животных, к-рые, по мнению специалистов, изначально входили в композиции придворных выездов и др. подобных сцен, изображенных на фоне паркового ансамбля или охотничьих угодий. Фигуры людей и животных были выполнены черными контурными линиями и раскрашены в неск. цветов. Часть растений оказалась исполненной без контурных линий, т.е. в технике, близкой к т.наз. бескостному методу (мэй-гу 沒骨), возникновение к-рого прежде связывалось со станковой живописью VIII–Х вв. Обнаружены также следы использования еще более сложной живописной техники, к-рая позволяла посредством специального сочетания линии и цветового пятна добиваться оптического эффекта рельефного и даже трехмерного изображения.
 
Тем не менее, подлинная история кит. монументальной живописи прослеживается лишь со 2-й пол. I в. и только в отношении традиции росписи погребений. Такая практика, видимо, возникла в связи с появлением гробниц особого конструктивного типа — со стенами, облицованными т.наз. кирпичами — крупными (ок. 50x100 см) керамическими блоками. Росписи исполнены непосредственно по керамической или же грунтованной поверхности. В первом случае на каждом блоке чаще всего изображали отдельную сцену, и тогда получалась своего рода живописная «галерея». Известна гробница, живописное убранство к-рой состоит из 64 расписанных блоков. Во втором случае на облицовку наносили толстый слой глины, смешанной с гипсом, что позволяло исполнять композиции, покрывающие всю стену или ее большую часть. Роспись производили исключительно по сухому грунту, что принципиально отличает кит. монументальную живопись от европ. фресок. Независимо от наличия грунта, процесс осуществлялся по единой схеме: на фон наносили красной краской контуры изображений, к-рые затем раскрашивали и вновь обводили по контуру, но уже черной краской. Др.-кит. мастера располагали достаточно богатой палитрой красок, состоявшей из пяти цветов — красного, голубого, желтого, зеленого,  коричневого и их оттенков.
 
Древнейшие ныне открытые гробницы со стенописями относятся ко 2-й пол. I в. и находятся в окрестностях совр. г. Лояна (пров. Хэнань), т.е. в местности, входившей в столичный регион имп. Хань. На протяжении I–II вв. погребальная живопись, по-видимому, столь же прочно внедрилась в похоронную обрядность периферийных районов страны  — северо-восточных (совр. пров. Ляонин, Хэбэй), северных (юг совр. Внутренней Монголии) и северо-западных (пров. Ганьсу), хотя остается не ясным, чем объясняется такая ее география. Сегодня известно более 200 гробниц такого рода, сохранивших немало поистине выдающихся произведений изобразительного искусства, напр., композиции, вошедшие в историю культуры под названиями «Выезд колесниц» («Чэ ма чусин ту» 車馬出行圖, 176 г.) и «Музыкальные и танцевальные представления» («Лэу байси ту» 樂舞百戲圖, 80x110 см). Первая них обнаружена (1971) в погребении на терр. совр. уезда Аньпинсянь 安平縣 (вост. часть пров. Хэбэй) и представляет собой грандиозную сцену из четырех фризов, заполненных изображениями 94 колесниц. Вторая картина, украшавшая погребение, открытое на терр. Внутр. Монголии, запечатлела расположенные горизонтальными фризами сцены музыкальных и танцевальных представлений. В др.-кит. погребальных росписях часто обыгрываются историко-легендарные и религиозно-мифологич. сюжеты, включая изображения божеств, мифич. существ и ритуальных церемоний. Независимо от содержания, стенописным картинам свойственны горизонтальное расположение сцен, распадающихся на ряд относительно самостоятельных композиций, и вытекающая из этого способа построения дискретность худ. пространства.
 
К концу дин. Хань содержание погребальной живописи несколько изменилось за счет роста популярности сцен жанрово-повествовательного характера, что повлекло за собой индивидуализацию персонажей. Особое распространение получили т. наз. сцены процессий, образованные фигурами следующих друг за другом или участвующих в одном действии людей. Именно картина из Ванду выступает самым ярким их образцом, обладая принципиально новыми худ. достоинствами. Расположенная в верхней части стены длинного коридора, ведущего к погребальной камере, она изображает восьмерых мужчин, облаченных в ритуальные одеяния и словно бы медленно шествующих в похоронной процессии. Фигуры персонажей обведены черными линиями и раскрашены красной, голубой и желтой красками, их позы естественны и раскованы, каждый образ наделен индивидуальными приметами, а лица нарисованы так, что ощущается чувство скорби, охватившее участников процессии. Отмеченные черты картины из Ванду показывают, что к III в. в кит. погребальной живописи сложилась подлинная концепция портрета.
 
Литература:
Виноградова Н. Искусство Китая. Альбом. М., 1988; Городецкая О.И. Об истоках формирования портрета в Китае // XXIV НК ОГК. Ч. 1. М., 1993; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Ван Жэнь-бо, Чжань Янь-хао, Ло Чжун-минь, Ли Си-син. Цинь Хань вэньхуа (Культура эпох Цинь и Хань). Шанхай, 2001; Лоян гуму боугуань (Лоянский Музей гробниц). Лоян, 1987; Чжунго да бай кэ цюаньшу (Энциклопедия китайской археологии). Пекин–Шанхай, 1986–1988; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 1. Пекин, 1986; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 1. Ханчжоу, 1997; Arts of China. Vol. 1. Tokyo, 1968; Fontein J., Wu Tung. Unearthing China’s Past. Bost., 1973; Giles H. An Introduction to the History of Chinese Pictorial Art. Shanghai, 1918; Lancman E. Chinese Portraiture. Tokyo. 1966; Schloss E. Art of the Han. N.Y., 1979; Wu Hong. Art and Architecture of the Warring States period // The Cambridge History of Ancient China. From the Origins of Civilization to 221 B. C. / Ed. by M. Loewe, Ed.L. Shaughnessy. N.Y., 1999.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 532-535.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.