Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Шо

王朔. Ван ШоВан Шо1958, Пекин. Современный писатель. Вырос в семье военного, после окон­чания средней школы служил во флоте, затем работал в фармацевтической ком­пании Пекина. Первое произведение издал в 1978. В 1992 вышло 4-томное собр. соч. Ван Шо, в 1998 — «Избранное Ван Шо». Его перу принадлежат в основном рассказы и повести, а также сборники эссе («Учжичжэ увэй» — «Невежда бес­страшен», 2000).
 
Творчество Ван Шо — интереснейшее явление в совр. кит. лит-ре. Его повести и рассказы сер. 80-х — нач. 90-х вызвали небывалый резонанс в стране, он молниеносно стал одним из популярнейших писателей, превратился в этако­го «анфан террибль» лит. сцены Китая. Бескомпромиссные высказывания его героев, беспощадная сатира и искрометный юмор сделали его кумиром одних и объектом нещадной критики со стороны других. После выхода его повестей «Вань чжу» («Заводила», 1987), «Идяр чжэнцзин мэйю» («Ни на толику поря­дочности», 1987), «И бань ши хоянь, и бань ши хайшуй» («Наполовину пламя, наполовину вода морская», «Вода и пламень», 1986), «Ваньды цзюши синьтяо» («Суть игры в трепетании сердца», 1988) критика повесила на Ван Шо ярлык «лит. хулигана». Одной из причин нападок критики стали нелице­приятные образы писателей и осмеяние интеллигенции в его прозе. Яростная критика в адрес популярного гонконгского писателя Цзинь Юна еще более усилила ореол скандальности и нонконформизма вокруг его прозы и его са­мого. Ван Шо занимается исключительно лит. деятельностью, поэтому изначально заявлял о себе как писатель, к-рый книгами зарабатывает деньги, также он активнейшим образом участвует в написании сценариев для кино и телевидения, в результате критика тут же пренебрежительно окрестила его «коммерческим, рыночным писателем».
 
Язык и стиль Ван Шо — это образец блестящего владения всеми нюансами и формой, присущими кит. разговорному яз. (что создает сложности при пе­реводе его прозы); как говорит сам писатель, его прозу надо читать вслух, он стремится к созданию ритма наподобие традиц. устного сказа. Его произв. — это зеркало многогранного и противоречивого авторского мира, где лирич. грусть и нежные интонации соседствуют с беспощадной сатирой и циничны­ми репликами, крах иллюзий и скепсис с проблесками идеализма и роман­тизма. Ван Шо создает яркие и живые полотна о жизни Пекина со времен «культурной революции» до наших дней, но это не ностальгич. картинки об уходящем старом укладе, а отражение сложного синтеза пекинских традиций, социалистической системы и новых рыночных веяний.
 
Ван Шо пишет о социальной периферии, он чутко воспринял начавшиеся с середины 80-х коренные изменения в кит. об-ве: рост частного предпри­нимательства, массовый уход людей в торговлю, растущее материальное рас­слоение. Его герои — уволенные в запас военные, мелкие предприниматели и проходимцы, бездельники, проводящие дни напролет за картами, красивые, романтичные и чувственные девушки, преступники и маргиналы; «Кунчжун сяоцзе» («Стюардесса», 1984), «Фучу хаймянь» («Всплытие», 1985), «Сянпи жэнь» («Резиновый человек», 1987), «Чи жэнь» («Чудаки», 1987) — это все о новой городской прослойке, которую словно не замечала офиц. лит-ра. Многогранность творчества Ван Шо проявляется в том, что он удовлетворяет спрос широкого читателя на романтич. любовные истории и интригующие детективные сюжеты, притягивает просвещенных своей оппозиционностью властному дискурсу и размышлениями о правде жизни и судьбе Китая, а любителей «чистой литературы» — сложными и неожиданными компози­ционными ходами, мастерским владением языком.
 
В прозе Ван Шо нередко присутствуют автобиографии. мотивы. Два произ­ведения — повесть «Дунъу сюнмэн» («Лютость зверя», «Лютый зверь», 1991) и роман «Кань шанцюй хэнь мэй» («С виду красиво», 1999) выделяются среди других своим проникновенным лиризмом, психологизмом и откровенностью, повествуют о детстве и юности гл. героя, в образе к-рого проступают многие черты самого автора. Это путешествие в мир самых ранних воспоминаний и детских страхов, растаявших мечтаний, грез о любви, рассказ о боли и ра­зочарованиях взросления. Хотя на заднем плане разворачиваются политич. кампании, идет «культурная революция», но ребенок, подросток, юноша вос­принимают эти явления по-иному. В этом новом взгляде на масштабные трагич. события 60-70-х заключается особая ценность повестей Ван Шо.
 
При построении композиции своих произведений Ван Шо стремится к дина­мизму и многослойности прочтения, для чего он заимствует нек-рые приемы у зап. авторов. Ван Шо открыто говорит о влиянии на него Ф. Мориака, Э. Хемингуэя, А.С. Пушкина, но также высоко ценит достижения кит. классич. лит-ры, образцом для себя называет роман Цао Сюэ-циня «Хун лоу мэн» («Сон в красном тереме»).
 
Многие произведения Ван Шо экранизированы (фильм «В лучах ослепитель­ного солнца», 1994, за к-рый режиссер Цзян Вэнь получил приз в Каннах), они переведены на разл. яз. и издаются в разных странах мира.
 
Источники:
Ван Шо вэнь цзи / (Собр. соч. Ван Шо): В 4 т. Пекин, 1992; Ван Шо цзысюань цзи (Избранное Ван Шо). Пекин, 1998; Ван Шо. Кань шан­цюй хэнь мэй (С виду красиво). Пекин, 1999; он же. Учжичжэ увэй (Невежда бесстрашен). Шэньян, 2000; он же. Вода и пламень (по­весть) / Пер. Е. Завидовской // Китайские метаморфозы: современная китайская художественная проза и эссеистика. М., 2007.
 
Литература:
Воскресен­ский Д.Н. Штрихи к литературным портретам // Китайские метаморфо­зы. М., 2007, с. 496—498; Завидовская Е.А. Ван Шо: авторский голос и стратегия самопродвижения // Проблемы литератур Дальнего Восто­ка: Сб. материалов 2-й междунар. науч. конф. Т. 1. СПб., 2006, с. 128—132; Чэнь Сы-хэ. Чжунго дандай вэньсюэши цзяочэн (Курс по истории современной китайской литературы). Шанхай, 1999, с. 329— 331; Чэнь Сяо-мин. Лиши цюймэй юй дандай вэньсюэ бяньгэ (Рас­колдованная история и современная литературная реформа). Пекин, 2001, с. 129-138.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 245-346.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.