Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Фу

王符, Ван Цзе-синь. 76/85, Линьцзин (совр. уезд Чжэньюань пров. Ганьсу), — 157/167. Китайский философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), политич. мыслитель. Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался лит. творчеством, в к-ром выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его гл. соч., написанного в середине или в конце жизни, — «Суждения сокровенного человека» («Цянь фу лунь» 潛夫論); состоит из 36 гл., последняя из к-рых резюмирует предыдущие (древнейшее издание — 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хэном и Ма Жуном.

Следуя материалистич. и рационалистич. взглядам Ван Чуна (I в.), Ван Фу считал истоком всего сущего «изначальную пневму» (юань ци), к-рая сначала находилась в состоянии «Великой первозданности» (тай чу), представлявшем собой лишенное «форм» (син [2]) хаотическое единство «тьмы семенных эссенций (цзин [3])», а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. «Дао — корень пневмы (ци [1]), пневма — миссия (ши [8]) дао». Дао человека состоит в «деянии» (вэй [1]), посредством к-рого он связывается с силами инь - ян и воздействует на небо (тянь [1]) и землю (ди [2]), «регулируя» (ли [1]) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем «благодати/добродетели» (дэ [1]) и «должной справедливости» (и [1]). Именно эти качества, а не законы (фа [1]) и правовые нормы, по Ван Фу, прежде всего необходимы для достижения об-вом идеального состояния «Великого равновесия» (тай пин). Он подверг острой критике пороки совр. ему об-ва, ответственность за к-рые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Гл. задачей государя должно быть возвышение «достойных» (сянь [2]), под управлением к-рых народ, составляющий основу гос-ва, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.

Источники:
Цянь фу лунь / Коммент. Ван Цзи-пэй (1814). Пекин, 1956 (ЧЦЦЧ. Т. 8); Цянь фу лунь / Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 339–353; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 41–42.

Литература:
Лю Шу-сюнъ. Ван Фу // Чжун-го гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критические биографии знаменитых философов Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; «Цянь фу лунь» тунцзянь (Указатель к «Суждениям сокровенного человека»). Тайбэй, 1968; Юй Бо-вэнь. Ван Фу дэ чжэсюэ сысян (Философская мысль Ван Фу) // Ганьсу шифань дасюэ сюэбао. 1964. № 1; Balazs Et. La Bureaucratie cйleste. P., 1968; Bebnke Kinney A. The Art of the Han Essay: Wang Fu’s Ch’ien-fu lun. Tempe (Arizona), 1990; Kamenarovic I. Wang Fu, Propos d’un ermite. P., 1992; Pearson M.]. Wang Fu and the Comments of a Recluse. Tempe (Arizona), 1989; Shigezawa Toshio. The Significance of Contradictions as Seen in the Ideology of Wang Fu // Acta Asiatica. 1961, № 2. Р. 30–39.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 174-175.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.