Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Мэн

王蒙, Ван Шу-мин 王叔明/銘, прозв. Хуанхэшань-цяо 黃鶴山樵 (Дровосек [с] горы Желтого журавля), Сянгуан-цзюйши 香光居士 (Отшельник/Ученый [из] обители Благовонного сияния). 1308, г. Усин 吳興 (совр. г. Усин пров. Чжэцзян) — 1385. Один из шести крупнейших, наряду с Гао Кэ-гуном, Ни Цзанем, У Чжэнем, Хуан Гун-ваном и Чжао Мэн-фу, художников эпохи Юань (1271–1368), традиционно причисляемый также к когорте ведущих пейзажистов этой эпохи — Юань сы цзя 元四家 («Четырех [великих] мастеров [эпохи] Юань»).
 
Сведения о жизненном пути Ван Мэна скудны. Известно, что он приходился внучатым племянником Чжао Мэн-фу. Нек-рое время находился на гос. службе, занимая незначит. должность; приблизительно за 2 года до падения монг. дин. Юань подал в отставку и, приехав в г. Усин, поселился отшельником в горах Хуанхэшань 黃鶴山 (на северо-вост. совр. уезда Хансянь 杭縣, пров. Чжэцзян). Когда именно Ван Мэн примкнул к сторонникам Чжу Юань-чжана 朱元璋 (1328–1398) — основателя династии Мин (1368–1644) — не известно, однако вскоре после ее провозглашения и полного изгнания монголов с терр. Китая он оказался на достаточно выс. должности — на посту губернатора пров. Тайань 泰安 (совр. уезд Тайаньсянь 泰安縣, пров. Шаньдун). В таком статусе он оставался, видимо, до нач. 1380-х, когда Чжу Юань-чжан начал массовые репрессии против чиновничества, в т.ч. своих бывш. соратников (всего в ходе этих репрессий погибло 15 тыс. человек). По нек-рым сведениям, Ван Мэн, к-рому к тому времени исполнилось уже 77 лет, был обвинен в заговоре против трона, арестован и брошен в тюрьму, где и скончался.
 
Ван Мэн работал, судя по сохранившимся произведениям, исключительно в пейзаже — шань-шуй (хуа)山水(畫), «живопись/изображения гор и вод», первонач. находясь под определяющим воздействием стилистики Чжао Мэн-фу, пример чему — картина «Ци шань гао и ту» 溪山高逸圖 («Возвышенное уединение [среди] потоков и гор», 113,7х27, 8 см, шелк, тушь, краски, Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй). Затем Ван Мэн обратился к манере Дун Юаня и др. художников «южной» школы (нань-цзун 南宗, в совр. терминологии «южное пейзажное направление», наньфан-шаньшуй-хуапай 南方山水畫派) и постепенно создал индивидуальный стиль, к-рый был основан на многообразии худ. ориентиров, отличаясь красочностью колорита и общей декоративностью в сочетании с условностью и фантазийностью манеры письма. Этот стиль, впервые проявившийся в произведениях Ван Мэна «отшельнического» периода, заметен в картинах из коллекции Шанхайского художественного музея «Ду чунь шань шу ту» 讀春山圖 («Читая в весенних горах», 132,4х55,4 см, бумага, тушь, краски) и «Цин Бянь инь цзюй ту» 青卞隱居圖 («Уединение в зеленеющих [горах] Бянь», 141х42,2 см, шелк, тушь), созданных соответственно весной и поздней осенью 1366 и воспроизводящих виды горной местности Бяньшань 卞山 в окрестностях г. Усин. Первый из двух свитков, представляющий изображения каменных глыб, поросших могучими соснами, на фоне уходящих ввысь горных круч, сочетает стиль Ма Юаня, прославленного живописца эпохи Южная Сун, проявляющийся в трактовке сосен с пышными кронами, изогнутыми стволами и ветвями, и художников академич. пейзажа эпохи Сев. Сун в изображении гор. При этом отказ от линеарного рисунка в пользу точечных штрихов придает живописи мягкость, свойственную «южному» пейзажу. Показанный художником ландшафт приобретает условно-обобщенный характер, воплощая общую для юаньской, а затем и минской живописи тенденцию к превращению реального вида в умозрительную живописную композицию, что наиб. отчетливо проявляется в «Цин Бянь инь цзюй ту». Почти все пространство свитка заполнено горами, поднимающимися к центр. пику наподобие морских волн или тел извивающихся драконов. Вершины, трактованные в стиле пейзажиста Х в. Цзюй-жаня, имеют плавные округлые очертания, тогда как склоны гор выполнены массивными точечными ударами кисти.
 
Лучшим произведением, наиб. показательным для творч. манеры Ван Мэна, считается картина «Цзюйцюй линь ши ту» 具區林室圖 («Лесной грот в Цзюйцюй», 68,8x42,5 см, бумага, тушь, краски, Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй), в к-рой худ. пространство плотно заполнено изображениями гор причудливых форм, строений, фигур людей, складывающихся в четко структурированный фантазийно-условный ландшафт. Архитектурные сооружения и фигуры образуют отдельные фрагменты в пределах общ. композиции, напоминая прием «сегментного» построения сцен в древних стенописях. Впечатление архаичности живописного стиля еще более усиливается за счет отсутствия попытки передачи атмосферной среды и нарочитой плоскостности в рисунке гор. Вместе с тем свиток отличается виртуозной манерой письма, яркостью цветовой гаммы и своеобр. экспрессивностью, выражающей способ восприятия художником окружающей действительности.
 
В эпохи Мин и Цин Ван Мэн единодушно признавался одним из крупнейших художников-пейзажистов в истории всей нац. живописи. Его тв-во оказало большое влияние на пейзажи многих мастеров этих эпох.
 
Литература:
Виноградова Н.А. Китайскаяпейзажная живопись.М., 1972; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая / Пер. с англ. Минск, 1997; Сокровища Музея Императорского дворца Гугун. М., 2007; Пань Тянь-шоу, Ван Бо-минь. Хуан Гун-ван юй Ван Мэн (Хуан Гун-ван и Ван Мэн). Шанхай, 1958; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 4. Пекин, 1986; Шанхай боугуань цзанпинь цзинхуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004; Cahill J. Hills Beyond a River, Chinese Paintings of the Yuan Dynasty 1279–1368. N.Y., 1974; Lee Shekman E, Ho Wai-kam. Chinese Art Under the Mongols: The Yuan Dynasty (1279–1368). Cleveland, 1968; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 4. L., 1958; Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanf., 1979; The Shanghai Museum of Art / Ed. by Zhen Zhiyu. N.Y., 1981.
 
Ст. опубл.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 534-535.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.