Синология.Ру

Тематический раздел


Буддхабхадра

БуддхабхадраБуддхабхадрадосл. «Пробужденная мудрость» (кит. Фотобатоло 佛馱跋陀羅, 佛陀跋陀羅, Фотоцзяньтоло 佛馱踐陀羅, Футоупото). 359, Сев. Индия, Нагахара, — 429, Цзянькан (совр. Нанкин). Буд. переводчик, монах, наставник медитации. Согласно биографии, изложенной в «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов»), его семья происходила из рода Шакьев, потомков Амротодана — дяди Будды Шакьямуни. В раннем детстве лишился родителей, воспитывался у родственников по материнской линии. Его наставником был Буддхасена (Фодасянь, Фотосянь — «Человек-лев»). После принятия монашеских обетов совершенствовался в изучении буд. литературы, медитации (дхьяна, чань) и уставе (виная, люй [1]). Долгое время жил в Кашмире. По просьбе монаха Чжи-яня из царства Цинь отправился в Китай, спустя три года прибыл в обл. Цинчжоу (в совр. пров. Шаньдун), оттуда направился к Кумарадживе в Чанъань (406 или 408). Принимал участие в диспуте с Кумарадживой. Из-за разногласий, возникших в чанъаньской сангхе (сэн), Фотобатоло, несмотря на уговоры правителя Яо Сина, отправился на юг, к Хуй-юаню (411). Провел в горах Лушань около года, затем переселился в Цзянлин. Не принял кит. обычаев. Практиковал медитацию, стремился к тишине. По своему образованию был ближе к буддизму хинаяны (сяо шэн), нежели махаяны (да шэн), однако в ряде источников он назван наставником по медитации махаяны, что еще раз свидетельствует о слабом понимании различий между течениями буддизма в Китае того времени.

В кит. буддизме Фотобатоло известен прежде всего как переводчик. В 418 начал переводить начальный раздел «Аватамсака-сутры» (см. «Хуа янь цзин») в тридцать шесть тысяч гатх, доставленный из Хотана Чжи Фа-лином. Вместе с Фа-сянем предпринял перевод «Махасангхика-виная» («Мо хэ сэн ци люй» — «Великое множество монашеских обетов», ТСД. № 1425). Также Фотобатоло перевел на кит. яз. «Гуань фо саньмэй хай цзин» («Буддханусмритисамадхи-сутра», ТСД. № 643) в 6 цз.; «Да бо ниюнь цзин» («Махапаринирвана-сутра», ТСД. № 376; см. «Непань цзин»), совм. с Фа-сянем; «Сю син фан бянь лунь» («Да мо до ло чань цзин» Йогачарбхуми, ТСД. № 618) и др., всего 15 текстов общим объемом в 117 цз.

Литература:
Дюмулен Г. История Дзэн буддизма: Индия и Китай. СПб., 1994; Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. с кит., исслед., коммент. М.Е. Ермакова. Т. 1. М., 1991.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 394.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.