Синология.Ру

Тематический раздел


Биография и труды Нины Михайловны Калюжной

 
 
Нина Михайловна Калюжная отметила в феврале 2014 года свой девяностолетний юбилей. Жизнь её во многом складывалась вслед за ходом развития Советского Союза. Родившись в Астрахани, вслед за отцом, направленным на учёбу уже в зрелом возрасте, она переехала в Ленинград, а затем в Москву и поступает в старшие классы московской школы № 376. Семья поселяется в Сокольниках, которые к тому времени были преимущественно застроены деревянными, чаще одноэтажными домами, с редкими зданиями сталинской архитектуры и типовыми зданиями – для работающих на местных предприятиях.
 
Калюжная принадлежит к выпускникам 1941 года. Определённых планов на будущую профессию не было. Были, в том числе мысли, не поступить ли в медицинский институт, но началась Отечественная война. Нина Михайловна участвует в земляных работах на оборонительных укреплениях Москвы, а с 1942 года – участник Великой Отечественной войны. Она находилась в действующей армии по июнь 1943 года (Центральный фронт ПВО): старший сержант, награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и др.
 
Нина Михайловна признаётся, что после демобилизации основное влияние на выбор высшего учебного заведение оказал  географический фактор – расположение Московского института востоковедения. Как вспоминает Игорь Александрович Латышев, поступавший в институт в том же году, Московский институт востоковедения (сокращённо – МИВ), располагался в Ростокинском проезде на краю Сокольнического парка в четырехэтажном кирпичном здании, принадлежавшем до войны институту философии, литературы и истории, более известному в сокращённом названии ИФЛИ. Кому-то было добираться до института далековато: станция метро «Сокольники» была конечной, а затем нужно было ещё проехать несколько остановок на трамвае, но Нине Михайловне это было совсем рядом. Институтское здание соседствовало с деревянными одноэтажными домиками скорее дачного, чем городского типа, обнесёнными дощатыми заборами. С тыльной стороны здания протекала речка Яуза, по берегам которой лепились огороды, пустыри и мусорные кучи. Само здание столь же мало впечатляло, как и окружающий его пейзаж: старый кирпичный дом с тесными комнатками и с потёртой мебелью. «Когда летом 1944 года я впервые вошёл в двери этого дома, – продолжает Игорь Александрович, – то, помнится, в душу закралось сомнение: „Неужели отсюда, из такого неухоженного, невзрачного помещения, и начинается заманчивый путь в дальние и сказочно живописные страны Востока?“» А выбор страны изучения? Как говорил Лев Петрович Делюсин, стране требовались китаисты, и участникам войны было значительно проще указать, кто и что нужно стране… Так вот Нина Михайловна Калюжная и стала китаеведом.
 
В 1949 году в связи с установлением дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой, ещё будучи студенткой, Нина Михайловна Калюжная была направлена на работу в Посольство СССР в КНР (1949–1951), а после окончания института в 1952 году снова получила назначение в советское Посольство в Пекине (1953–1955), где её основной функцией была работа переводчицей с нашими советскими специалистами. В 1960 году она пробыла пару месяцев в научной командировке в Китае (и вскоре ещё раз съездила туда с делегацией Московского комитета КПСС).
 
За долгую жизнь в науке (а Нина Михайловна активно проработала  почти полвека, сначала с 1957 года в Институте китаеведения, а затем с 1961 года в  Института востоковедения АН СССР / РАН, уйдя на пенсию в 2005 году), Нина Михайловна разрабатывала две интереснейших темы новой истории Китая. Первые почти 20 лет её исследований были посвящены восстанию ихэтуаней: идеологии повстанцев, их социальному составу и взаимоотношениям традиционного бунта и цинской власти. Можно без преувеличения сказать, что Нина Михайловна Калюжная по-прежнему остаётся самым крупным российским специалистом в изучении данной проблемы. Следующей научной темой стала не менее важная проблема соотношения традиционных и революционно-демократических воззрений в трудах китайских просветителей. Нина Михайловна осуществила первый русский перевод произведений известного общественного деятеля, мыслителя, публициста, педагога, одного из идеологов национального буржуазно-демократического движения в Китае Чжан Бинлиня и посвятила многие годы исследованиям с использованием широкой базы оригинальных источников личности и интеллектуального наследия этого выдающегося китайского мыслителя XIX–XX веков.
 
Изданный Отделом Китая сборник статей, посвящённых Синьхайской революции, был бы не полным без статьи Н.М. Калюжной (ранее не публиковавшейся) «Синьхайская революция и революционное мировоззрение Чжан Биньлиня», в которой показан путь, пройденный этим мыслителем и идеологом, от защиты теории эволюции к выводу о неизбежности революции. Нина Михайловна не отрицает противоречивости воззрений Чжан Бинлиня, признавая наличие в них черт синтетической идеологии, сложившейся в результате соединения традиционных китайских доктрин с западными революционными воззрениями.
 
Три последних в списке публикации (одна 2006 года и две – 2013 года) Нины Михайловны Калюжной подтверждают, что с выходом на пенсию вовсе не прекращается ввод в научный оборот достижений исследовательской деятельности учёного. Долго пролежавший в ожидании публикации, её капитальный труд «Чжан Бинлинь:Избранные произведения: 1894–1913» наконец-то увидел свет. Стараниями Отдела Китая, в рамках Учёных записок Отдела книга была подготовлена к изданию при финансовой поддержке РГНФ (как и само издание осуществлено также при грантовой поддержке). Предваряя перевод произведений выдающегося китайского мыслителя, Н.М. Калюжная в вводной статье в целом позитивно оценивает, как и большинство экспертов в мире, вклад Чжан Бинлиня в развитие общественной мысли и революционного движения в Китае. В книге воспроизводятся билингвы некоторых значимых отрывков произведений автора (с факсимильным воспроизведением китайских  оригиналов).
 
Научные труды Н.М. Калюжной
  1. Пер. с кит.: Утренняя прогулка. С. 48–56; И-эр. С. 74–56 // Е. Шэн-Тао. Одна жизнь. Рассказы. М.: Худож. лит., 1960.
  2. Антимиссионерские выступления в Китае в 1886–1893 гг. // Крат. сообщ. Ин-та народов Азии. № 66. Средневековая и новая история Китая. М., 1963. С. 69–81.
  3. Восстание «Больших мечей» в Шаньдуне в 1896 г. // Крат. сообщ. Ин-та народов Азии. № 85. История и историография стран Дальне­го Востока. М, 1964. С. 60–71.
  4. О содержании прокламаций, написанных участниками восстания ихэтуаней // Крат. сообщ. Ин-та народов Азии. № 71. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Востока. М., 1964. С. 133–142.
  5. Восстание ихэтуаней 1898–1901 гг. Документы и материалы. М.: Наука, 1968 / Сост. (276 с); предисл. С. 5–22; пер. с кит.: С. 25–37, 48–76, 81–92, 117–120, 155–159, 177–217; примеч. С. 221–249.
  6. О характере тайного союза «Ихэтуань» // Тайные общества в старом Китае. М., 1970. С. 85–107.
  7. Народное восстание ихэтуаней в Северном Китае в 1898–1901 гг. // Новая история Китая. М. 1972. С. 334–359.
  8. Восстание ихэтуаней (1898–1901). Историография. М.: Наука, 1973. 208 с.
  9. Восстание ихэтуаней // Историография стран Востока: проблемы нового времени. М., 1978. С. 163–172.
  10. Восстание ихэтуаней: 1898–1901 / АН СССР. Институт востоковедения. М.: ГРВЛ, 1978. 363 с.
  11. Журнал «Минь бао» – печатный орган союза «Тунмэнхуэй» // Китай: поиск путей социального развития. М., 1979. С. 58–85.
  12. Powstanie ludowe I Но T'uan Chinach Polnocnych: 1898–1901 // Historia nowozytna Chin. Warszawa, 1979. S. 396–419.
  13. Современная китайская историография о проблемах восстания ихэтуаней // Историческая наука в КНР. М., 1981. С. 192–213.
  14. Историография КНР о проблеме ксенофобии в период восстания ихэтуаней // Общество и государство в Китае. Ч. 2. М, 1981. С. 197–207.
  15. «Прогресс» или «косная сила истории»? (современная историография КНР об исторической роли восстания ихэтуаней) // Общество и государство в Китае. Ч. 3. М., 1982. С. 93–105.
  16. Лозунг ихэтуаней «Поддержим Цин, смерть иностранцам» в интерпретации историков КНР // Общество и государство в Китае. Ч. 3. М., 1983. С. 15–24.
  17. Теория «профессиональной морали» Чжан Бинлиня // Общество и государство в Китае. Ч. 3. М., 1983. С. 51–60.
  18. «Речь» Чжан Бинлиня – программа «возрождения славы» Китая // Общество и государство в Китае. Ч. 3. М, 1985. С. 51–60.
  19. Изучение восстания ихэтуаней в КНР (80-е гг.) //  Общественные науки в КНР. М., 1986. С. 210–236.
  20. Мировоззрение Чжан Тайяня и его политическая деятельность в освещении современной историографии КНР // Общественные науки в КНР. М., 1986. С. 237–265.
  21. Понятие «революция» в трактовке Чжан Бинлиня // Общество и государство в Китае. Ч. 3. М., 1986. С. 3–10.
  22. Утопическое государство Чжан Бинлиня // Китайские социальные утопии. М., 1987. С. 210–252.
  23. Влияние учения Шан Яна на социально-политические взгляды Чжан Бинлиня // Общество и государство в Китае. Ч. 3. М., 1987. С. 46–55.
  24. Чжан Бинлинь о просвещении и образовании: (Первое десятилетие XX в.) // Общество и государство в Китае. Ч. 3. М., 1988. С. 45–55.
  25. Идея личности в контексте теории Чжан Бинлиня о «революционной морали» // Личность в традиционном Китае. М., 1992. С. 247–279.
  26. Критические суждения Чжан Бинлиня о христианстве // Общество и государство в Китае. Ч. 2. М., 1993. С. 41–45.
  27. Чжан Бинлинь // Китайская философия. М., 1994. С. 440–441.
  28. Традиция и революция. Чжан Бинлинь (1869–1936) – китайский мыслитель и политический деятель нового времени. М., 1995. 342 с.
  29. Теория революции Чжан Бинлиня // Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX – начало XX в.). М., 1995. С. 101–157.
  30. Чжан Бинлинь. Концепция самоубийства // Общество и государство в Китае. М., 1998. С. 228–235.
  31. Трактовка Чжан Бинлинем категории «дэ» //  От магической силы к моральному императиву: категория «дэ» в китайской культуре. М., 1998. С. 264–293.
  32. Современные авторы КНР о категории «дэ» // От магической силы к моральному императиву: категория «дэ» в китайской культуре. М., 1998. С. 294–328.
  33. Трактовка Чжан Бинлинем понятия «общество» // 28-я НК ОГК. М., 1998. Ч. 2. С. 311–327.
  34. Толкование понятия «известность–слава» китайской публицистикой начала XX века // 27-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1996. С. 129–137.
  35. Китайские идеологи начала XX в. о проблеме «личность и общество» (по материалам прессы предсиньхайского периода) // 29-я НК ОГК. М., 1999. С. 195–200.
  36. Проблемы социологии в трудах китайских просветителей (начало XX века). М.: Институт востоковедения РАН, 2002. 236 с.
  37. Чжан Бинлинь // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко;  Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия. С. 559–561.
  38. Чжан Бинлинь: Избранные произведения: 1894–1913 / Чжан Бинлинь; пер. с кит., сост., введ. Н.М. Калюжной; отв. ред.  (рук. проекта) Ю.В. Чудодеев; науч. ред. А.Д. Дикарёв. Ин-т востококдения РАН. М.: Наука–Вост. лит., 2013. 311 с. (см. в разделе Монографии)
  39. Синьхайская революция и революционное мировоззрение Чжан Бинлиня (1869–1936) // Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации. Сб. статей. М.: Институт востоковедения РАН. 2013. С. 180–187.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. – 900 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 15 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С.16-20.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.