Синология.Ру

Тематический раздел


Би-фан

畢方, Би-фанБи-фанмифическое существо, свидетельства о котором появляются в древнекитайских памятниках III–II вв. до н.э. и которое соединяет в себе три образа: 1) одноногая (или, согласно Сюэ Цзуну, ?–243 н.э., двуногая, но однокрылая) птица с красно-зеленым оперением, белым клювом и человеческим лицом (по мнению У Чэн-чжи, без такового), произносящая свое имя, не едящая зерно (у гу), огнедышащая и распространяющая пожары («Шань хай цзин» — «Канон гор и морей», цз. 2, 6; «Хуайнань-цзы» — «[Трактат] учителей из Хуайнани», цз. 13, коммент. Гао Ю, II–III вв.; Чжан Хэн, 78–139, «Дун цзин фу» — «Ода Восточной столице», коммент. Сюэ Цзуна); 2) дух (шэнь  [1]), состоящий возницей на колеснице Желтого императора (Хуан-ди) («Хань Фэй-цзы» — «[Трактат] Учителя Хань Фэя», цз. 3, гл. 10); 3) дух, или семенной дух (цзин [3]), дерева (му [3]), т.е. одного из пяти элементов (у син) («Хуайнань-цзы», цз. 13, коммент. Гао Ю; словарь Чжан И, II–III вв., «Гуан я» — «Расширение „[Приближения к] классике“», ок. 230).

В словаре «Пянь я» («Примыкание к „[Приближению к] классике“») Чжу Моу-вэя (?–1624) би-фан определена как «предвещающая (чжао) огонь птица», а в фольклоре она идентифицировалась с «огненной вороной» (хо я), аналогом русского «красного петуха». Подобные поверья отражены Лю Цзун-юанем (773–819) в «Слове об изгнании би-фан» («Чжу би-фан вэнь»). Это как будто противоречит тезису из «Хуайнань-цзы» «Дерево порождает (шэн [2]) би-фан», поскольку огонь (хо [1]) и дерево — два совершенно разных элемента в системе «у син». Однако в этой же системе элементы могут находиться в основополагающем отношении «взаимопорождения» (сян шэн), и как раз дерево по понятным естественным причинам «порождает» (шэн [2]) огонь, поэтому би-фан допустимо трактовать как огненный и летучий, подобно птице, дух, являющийся «сыном» (цзы [3]) дерева. Это согласуется с этимологическим исследованием Юань Кэ (1985), обнаружившего в термине «би-фан» фонетический субститут редких иероглифических биномов, обозначавших звук горящего бамбука.

Источники:
Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М. Яншиной. М., 1987, с. 44, 96, 152.

Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1985, указатель; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 142, 97.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 381.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.