Синология.Ру

Тематический раздел


Ба 3

, хань ба — демон засухи. Демон засухи БаДемон засухи БаСведения о нем встречаются еще в «Ши цзине» (III, III, 4, V). В «Шэнь и цзине» («Канон чудес и духов») сказано: «В южной стороне есть человек в два-три чи ростом, нагой, глаза — на макушке. Бегает быстро, как ветер. Имя ему ба. В стране, где он появляется, настает большая засуха, земля краснеет на тысячи ли». В «Шань хай цзине» («Канон гор и морей», цз. 17 «Да хуан бэй цзин» - «Канон Великих пустынь Севера») сказано, что Ба — имя небесной девы, дочери Желтого владыки/императора (Хуан-ди), спустившейся на землю и поразившей его противника Чи-ю жаром, но не сумевшей вознестись обратно и оставшейся жить на земле: «там, где поселилась она, дождь не шел».
 
В сунское время (960–1279) в нар. сознании ба стал восприниматься как разновидность злого духа. У Чжу Юя (1075? — после 1119) в «Пинчжоу кэ тань» («Из записей в Пинчжоу») сказано: «Передают, что если у женщины родится существо, похожее на беса, и та, исполнясь отвращения, убьет его, то бес улетает, а по ночам возвращается пить материнское молоко, и от этого женщина сильно недужит. В народе [такого беса] зовут хань ба. Хань ба бывают женского и мужского пола, девочки таскают вещи из дома, а мальчики, наоборот, — приносят чужие». У Юань Хао-вэня (1190–1258) в «Сюй И-цзянь чжи» («Продолжения записей И-цзяня») зафиксирован такой случай: «В начале годов [под девизом правления] Чжэнь-ю летом в районе Лояна разразилась страшная засуха. В народе поговаривали, что в Гаочэне, что в сорока ли к западу от Дэнфэна, завелся хань ба. Старики рассказывали: „Когда приходит хань ба, за ним следует огонь и солнечный жар“. [Начальство] приказало молодежи после наступления темноты забраться повыше и оттуда высматривать [хань ба], и действительно — увидели, как блистающий огонек юркнул в один из крестьянских домов. Кинулись следом, стали бить палками — огонь погас и сияние рассеялось, и послышался звук: будто кто-то стремглав помчался прочь. Недаром говорят: „Хань ба ростом в три чи, бегает как ветер“. Раз уж раздался топот, значит, точно ушел».
 
Автор: Алимов И.А.
 
Источники:
Шицзин: Книга песен и гимнов / Пер. А.Штукина. М., 1987, с. 263; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер.Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 157.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, с. 99, 103, 436; Идзуси Ёсихико. Сина синва дэсэцу-но кэнкю (Исследования китайских мифов и легенд). Токио, 1973.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 362.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.