Синология.Ру

Тематический раздел


12 сяо си гуа (гексаграммы убывания и роста)

 
 
1. Двенадцать сяо си гуа  消息卦  и их происхождение
 
Среди 64 гексаграмм «Книги перемен» имеется 12 особых, а именно: Фу (№24, Возврат), Линь (№19, Посещение), Тай (№11, Рассвет), Да чжуан (№34, Великая мощь), Гуай (№43, Выход), Цянь (№1, Творчество), Гоу (№44, Перечение), Дунь (№33, Бегство), Пи (№12, Упадок), Гуань (№20, Созерцание), Бо (№23, Разорение), Кунь (№2, Исполнение). Относительно этих 12 гексаграмм, о том, как их образ отображал естественные процессы на Небе и Земле – чередование инь и ян,движения вперёд и назад, роста и упадка в течение года (или закон, когда от гексаграммы Фу до Цяньян растёт, а инь убывает, а от Гоу до Кунь инь растёт, а ян убывает), известно, что в древности эти 12 гексаграмм были названы «гексаграммами убывания и роста». Кроме того, так как эти 12 гуа соотносили с двенадцатью месяцами года, то их ещё называли «12 лунных гексаграмм» (юэ гуа). Во времена династии Хань 60 гексаграмм (64 гексаграммы минус «правильные» Чжэнь, Дуй, Кань и Ли) делили на 5 групп: пи или цзюнь (государь, правитель), гун (государь, князь, герцог), хоу (феодал, князь, маркиз), цин (сановник), дафу (сановник среднего класса). Поскольку 12 сяо си гуа относили к пи (цзюнь) группе гексаграмм, то их ещё называли «12 пи гуа» или «12 цзюнь гуа». Другое название для этих двенадцати гексаграмм – «12  хоу гуа». Год в традиционном китайском календаре делился на 72 пятидневки хоу, что соответствует общему количеству черт в двенадцати гексаграммах сяо си (6×12=72). Таким образом, одна гексаграммная черта соответствует одной пятидневке хоу, а одна гексаграмма – шести пятидневкам хоу. Но чтобы не путать слово «хоу» с одной из 5 групп, на которые разделялись 60 гексаграмм, названия «хоу гуа» обычно избегали. В текстах династии Хань названия «сяо си гуа», «юэ гуа», «цзюнь гуа», «пи гуа» очень распространены и часто встречаются.
    
12 сяо си гуа – это одна из наиболее важных и часто употребляемых ицзинистами всех династий конструкций. Один из ведущих современных исследователей «И цзина» Шан Бинхэ (1870–1950) писал: «12 пи гуа – это основа всего “И цзина“, его глубинное основание» («Чжоу и Шан ши сюэ»).
 
По вопросу времени происхождения 12 сяо си гуа мнения учёных существенно разнятся. Ныне имеющиеся письменные источники позволяют с уверенностью утверждать, что впервые отчётливо эти 12 гексаграмм в качестве объяснения «Чжоу и» появились у ханьских ицзинистов, поэтому многие учёные считают, что эта теория (о 12 сяо си гуа) – продукт династии Хань. Однако существует точка зрения, видным современным представителем которой является уже упоминавшийся Шан Бинхэ, согласно которой истоки данной теории гораздо более древние, нежели эпоха Хань.
 
2. Двенадцать сяо си гуа в комментариях к «И цзину»
 
Одна из наиболее отличительных черт этих двенадцати гексаграмм заключается в том, что использовался порядок убывания и возрастания их иньских и янских черт для раскрытия закона изменений, взаимной смены четырёх сезонов года. Поэтому весьма естественно проясняется смысл иероглифов 消 сяо и 息 си  в составе термина «сяо си». В «Шо вэнь цзе цзы» говорится: «Сяо – это исчерпание». Дуань Юйцай комментирует: «Ещё не исчерпалось, но уже собирается». Отсюда ясно, что основной смысл «сяо»– это «пропасть, ослабеть, уменьшиться, исчезать, сходить на нет». Смысл иероглифа «си» не столь однозначен. В интересующем нас отношении важны два следующих значения «си»: первое – «отдыхать, останавливаться, прекращать»; второе – «расти, размножаться».
 
Ханьцы придавали понятиям «сяо», «си» и «сяо си» строго определённый терминологический смысл: гексаграммы с растущим числом янских черт и убывающим числом иньских черт (Фу, Линь, Тай, Да чжуан, Гуай) обычно называли «си гуа», а гексаграммы с растущим числом иньских черт и убывающим числом янских черт (Гоу, Дунь, Пи, Гуань, Бо)  «сяо гуа». Потом к этим десяти гексаграммам прибавили «родительские» гексаграммы Цянь и Кунь, в результате получили 12 гексаграмм с общим названием «12 сяо си гуа». Например, Юй Фань (164–233) в своих комментариях к «И цзину» оперирует понятиями «сяо гуа», «си гуа» и «сяо си гуа».
 
Хотя словосочетание «сяо си»было терминологизировано в ханьскую эпоху, оно возникает уже в канонических комментариях к «И цзину»:
 
«Благородный муж ценит убывание и возрастание, наполнение и опустошение» («Туань чжуань», гексаграмма №23 Бо).
 
«Когда солнце в зените, то оно начинает склоняться, когда луна полная, то она начинает убывать, наполнение и опустошение Неба и Земли убывает и возрастает (сяо си) в согласии со временем» («Туань чжуань», гексаграмма №55 Фэн).
 
Очевидно, что автор «Туань чжуань» ещё не так отчётливо, как ханьские учёные, говорил о сяо гуа и си гуа. Но во фразах «сяо си ин сюй» (убывание и возрастание, наполнение и опустошение) и «юй ши сяо си»(убывание и возрастание в согласии со временем) смысл понятия «сяо си» по-видимому сходен со смыслом того же понятия у ханьцев, то есть указывает на закон взаимной смены инь и ян в Природе. Однако здесь мы ещё не находим прямого указания на то, что понятие «сяо си»может представлять двенадцать лунных гексаграмм. Вместе с тем, фраза «юй ши сяо си» заключает в себе смысл непрерывного естественного круговорота, циркуляции четырёх сезонов и двенадцати месяцев года, смены инь и ян, продвижения вперёд и отступления назад, уменьшения и роста. Из этого становится ясно, что авторы «Туань чжуань» уже связывали понятие «сяо си»с двенадцатью месяцами года; смысл этого понятия у них уже сблизился со смыслом, который придавали ханьцы понятию «сяо си гуа».
 
Косвенным подтверждением доханьского происхождения конструкции «12 сяо си гуа», её укоренённости в древнейшем слое «Чжоу и» является следующий афоризм к гексаграмме №24 Фу (Возврат) – «Фань фу ци дао, ци жи лай фу» (Обратно вернёшься на свой путь, через семь дней – возврат). «Туань чжуань» к этой гексаграмме поясняет афоризм следующим образом: «ган фань» (твёрдое [черта] возвращается). То есть, в гексаграмме Фу появляется одна янская черта, далее количество янских черт растёт. Вообще, если говорить о сяо си гуа, как о гексаграммах, представляющих время, то они представляют собой замкнутую систему. Гексаграмма Фу, в которой имеется одна янская черта и которая представляет 11 месяц, преобразуясь в гексаграммы Линь, Тай и др. в конце концов переходит в чисто иньскую гексаграмму Кунь (10 месяц). Предел инь рождает ян, рождение ян снова начинается с гексаграммы Фу. Дальше весь процесс повторяется снова и снова. Таким образом, хотя в «Туань чжуань» впрямую не называется система двенадцати гексаграмм убывания и роста, однако похоже, что кроме неё нет другой структуры, имея в виду которую было бы уместно говорить о возвращении твёрдого (ган фань). Относительно фразы «Фань фу ци дао, ци жи лай фань» можно сказать, что она объясняется множеством различных способов, однако большинство учёных в своих объяснениях используют конструкцию «12 сяо си гуа».
 
«Туань чжуань» комментирует фрагмент афоризма «ли ю ю ван» (благоприятно иметь, куда выступить) словами «ган чжан» (твёрдое [черта] растёт). По видимому, имеется в виду тот факт, что от Фу до Цянь янские черты постепенно растут, а иньские постепенно убывают. Похоже, что фраза «ган чжан»комментирует именно эту закономерность, тем самым также получая удовлетворительное объяснение лишь в рамках системы 12-ти гексаграмм убывания и роста.
 
Литература
1.  Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». Санкт-Петербург, 1992.
2.  Лю Дацзюнь, Линь Чжунцзюнь. Чжоу и гу цзин байхуа цзе (Древний текст «Чжоу и» и его переложение на современный язык). Цзинань, 1989.
3. Гао Хуайминь. Лян Хань исюэ ши (История ицзинистики [в период] обеих Хань). Тайбэй, 1983.
4. Лю Юйцзянь. Лян Хань сяншу исюэ яньцзю (Исследование образно-числовой ицзинистики [периода] обеих Хань), Т. 1. Наньнин, 1996.
 
Опубл.: VII Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М.: ИДВ РАН, 2001.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.